Содержание

Как определить склонение?

пить, чашка, падеж, существительное

Адъективное склонение, смешанное, субстантивное либо другое определяют последующим образом:

  • Слово ставят в исходную форму (И. п., ед. ч.) и определяют, к какому из 7 типов оно подходит.
  • Если существительное не имеет формы ед. ч., то оно не относится ни к одному склонению: штаны, сани, вожжи.

Имена существительные

Все слова российского языка могут быть или единственного числа (стул, дерево), или множественного (стулья, парты). Каждое существительное может стоять в одном из 6 падежей. Также именная часть речи может относиться к одному из склонений. Сюда относится, к примеру, адъективное склонение существительных (это изменение именных форм И. п. ед. ч., имеющих окончания прилагательных в И. п. ед. ч.). Разглядим их в сравнительной таблице дальше.

Адъективное склонение. Склонение адъективное и смешанное

Склонения в российском языке изучают еще в младшей школе. Многие до сего времени помнят наименования падежей и таблицы окончаний. Склонение – это словоизменение именных частей речи по роду, числу либо падежу. Разберем подробнее, как склоняются в российском языке имена существительные и имена прилагательные. Узнаем, что такое адъективное склонение.

Падежи. Таблица

Это считается исходной формой именной части речи. Подлежащее всегда стоит в данном падеже.

Чтоб было проще задать вопрос, можно пользоваться дополнительным словом. Например: «Нет чего?» либо «Нет кого?»

В этом падеже задать вопрос можно также при помощи дополнительного слова. К примеру: «Дать кому?» либо «Дать чему?»

В этом случае вопрос «кого?» совпадает с Р. п., но что не перепутать эти два падежа, нужно воспользоваться вспомогательным словом: «Вижу кого?»

В данном падеже можно задать вопрос так: «Доволен кем?» либо «Доволен чем?»

Обычно существительные в П. п. употребляются с предлогом. Зададим вопрос: «Думаю о ком?» либо «Думаю о чем?»

Об огурце, об облаке, о щенке, о Ванессе, о ели

Склонение существительных. Адъективное склонение

Склонения имен существительных можно поделить на последующие группы:

  • I-е склонение. Сюда относятся слова, имеющие окончания.а.я. К примеру: весна, владыка, земля, няня, кухня, ягода.
  • II-е склонение. В эту группу входят имена существительные с нулевым окончанием (в мужском роде!) и слова с окончаниями.е.о. Например: корж_, мяч_, дом_, подмастерье, окно, горе.
  • III-го склонение. Существительные с нулевым окончанием (в женском роде!). К примеру: речь_, течь_, мать_, степь_.

I-е, II-е и III-е склонения именуются субстантивными.

  • Адъективный тип склонения существительных. Сюда входят слова, образованные от причастий либо прилагательных. Пример: столовая, рядовой, ванная, учительская.
  • Местоименный тип. Это существительные, образованные от местоимений, либо склоняющиеся как местоимения. К примеру: ничья, девичья.
  • Разносклоняемое (всего 12, их следует уяснить!). Это слова: время, бремя, вымя, имя, темя, племя, знамя, пламя, стремя, семя, путь, дитя.
  • Смешанное. Данное склонение у слов, обозначающих фамилии на.ин (-ын).ов (-ев). К примеру: Соловьев, Горчавкин.
  • Несклоняемое (нулевое склонение). Сюда относятся слова, не изменяемые по падежам и числам, в главном имеющие зарубежное происхождение. Пример: кино, такси, леди, кофе, пальто.

Имена прилагательные

Имена прилагательные (полных форм!) меняются зависимо от употребляемого с ними существительного. Разглядим, как они склоняются.

Склонение по числам

Большая часть имен существительных могут иметь форму и множественного числа и единственного. К примеру: чашка – чашечки, кошка – кошки, дом – дома. Но, как и в любом правиле, тут есть исключения. Некие имена существительные могут быть только ед. ч.:

  • обозначение веществ (сахар, пыль, вода, железо);
  • абстрактные существительные (добро, гнев, веселье, хохот, седина);
  • имена собственные (Севастополь, Кавказ, Америка, Волга);
  • собирательные наименования (студенчество, зверье, листва, посуда).

Другие существительные могут быть только мн. ч., к примеру:

  • выражающие вещества (чернила, опилки, румяна);
  • отрезки времени (день, каникулы, будни);
  • наименования каких-то событий, действий (выборы, жмурки, происки, хлопоты);
  • составные (парные) наименования (ножницы, очки, сани, ворота);
  • собирательные слова (деньги, средства, дебри);
  • имена собственные (Альпы, роман «Бесы», Карпаты).

У существительных во мн. ч. склонение и род не определяются.

Как склоняются прилагательные?

Адъективное склонение прилагательных. Изменение относительных и высококачественных именных частей речи.

  • Высококачественные – выражают свойство самого предмета. Они могут быть разной интенсивности. К примеру: желтоватый – желтее, прохладный – холоднее, жесткий – жестче.
  • Относительные – обрисовывают свойство через отношение к предмету. Адъективный тип склонения таких прилагательных не меняет степеней интенсивности. К примеру: школьная, вечерняя, летнее, сосновая, металлический.

Предлоги винительного падежа

Винительный падеж суще­стви­тель­ных обра­зу­ет­ся как без пред­ло­гов, так и с пред­ло­га­ми. Для форм вини­тель­но­го паде­жа харак­тер­ны непро­из­вод­ные пред­ло­ги в (во), за, на, по, под, про, через.

  • зашёл в воду
  • лест­ни­ца на чердак
  • спря­тал­ся за дом
  • бурьян по пояс
  • задви­ну­ла под кровать
  • рас­сказ про героя
  • про­шел через испытание

Винительному паде­жу свой­ствен­ны про­из­вод­ные пред­ло­ги через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • све­тить через стекло
  • прий­ти спу­стя час
  • про­Honor вклю­чая эпилог
  • вый­ти в сад несмот­ря на дождик

Что такое винительный падеж существительных?

Чтоб осознать, что такое вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, вспом­ним неко­то­рые важ­ные момен­ты об этой части речи.

Имя суще­стви­тель­ное — это изме­ня­е­мая само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет. Её посто­ян­ным при­зна­ком явля­ет­ся кате­го­рия рода (муж­ско­го, жен­ско­го либо сред­не­го), в соот­вет­ствии с кото­рой и харак­тер­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ни­я­ми боль­шин­ство имен суще­стви­тель­ных рас­пре­де­ля­ют по трём основ­ным типам склонения.

СклонениеРодОкончаниеПримеры
1-ое муж­ской -а.я юнош а дяд я
жен­ский птиц а земл я
2-ое муж­ской нуле­вое отец денек
сред­ний -о.е зерн о счасть е
Третье жен­ский нуле­вое дочь рожь

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. В систе­ме скло­не­ния суще­стви­тель­ных выде­ля­ют один пря­мой падеж, кото­рый назы­ва­ет­ся име­ни­тель­ным, и 5 кос­вен­ных падежей.

Разглядим один из кос­вен­ных паде­жей. Винительный падеж суще­стви­тель­но­го выра­жа­ет син­так­си­че­скую зави­си­мость сло­ва этой части от гла­го­ла либо дру­го­го существительного.

Чтоб обра­зо­вать вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.

К оду­шев­лен­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му от гла­го­ла зада­дим вопрос кого? К неоду­шев­лён­но­му суще­стви­тель­но­му зада­дим вопрос что?

  • стре­ко­за — вижу (кого?) стре­ко­зу
  • хозя­ин — виню (кого?) хозя­и­на
  • соло­вей — слу­шаю (кого?) соло­вья
  • теп­ло — ощу­щаю (что?) теп­ло

Окончания винительного падежа существительных

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти суще­стви­тель­но­го и его при­над­леж­но­сти к опре­де­лён­но­му скло­не­нию в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа сло­ва име­ют харак­тер­ные окончания.

Существительные пер­во­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой име­ют окон­ча­ния.у/-ю в фор­ме един­ствен­но­го числа:

  • вижу (кого?) собак у. Мит ю
  • вижу (что?) сосн у. башн ю

В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ния вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ют у оду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных, у неоду­шев­лен­ных — вини­тель­но­го и име­ни­тель­но­го падежа:

  • в.п. корм­лю (кого?) собак — р.п. лай (кого?) собак
  • в.п. вижу (что?) сосн ы — и.п. сосн ы вырастают

Для оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в един­ствен­ном чис­ле харак­тер­но окон­ча­ние.а/-я, во мно­же­ствен­ном.ей.ов/-ев

  • узнаю (кого?) друг а. друз ей
  • позо­ву (кого?) мат­рос а. мат­рос ов
  • знаю (кого?) гени я. гени ев
  • вижу (кого?) мед­вед я. мед­вед ей

Неодушевленные суще­стви­тель­ные име­ют нуле­вое окон­ча­ние в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, а во мно­же­ствен­ном чис­ле.а/-я.ы/-и

  • лицезреем (что?) лист. листь я
  • вижу (что?) про­вод. про­вод а
  • стро­им (что?) мост. мост ы
  • кру­чу (что?) обруч. обруч и

Существительные един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода име­ют окон­ча­ние.о/-е, в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла — соот­вет­ствен­но.ых либо.а/-я:

  • живот­но е — пасёт (кого?) живот­но е. животн ых
  • крыльц о — стро­им (что?) крыльц о. крыльц а
  • дерев о — поса­дим(что?) дерев о. деревь я

Существительные жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла тре­тье­го скло­не­ния отли­ча­ют­ся нуле­вым окон­ча­ни­ем, а в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют флек­сии.ей.и:

  • дочь — вижу (кого?) дочь — дочер ей
  • брешь — закро­ем (что?) брешь — бреш и

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные име­ют сле­ду­ю­щие окончания:

  • дитя — вижу (кого?) дит я. дет ей
  • стре­мя — вста­нет (на что?) на стрем я. стре­мен а

Значения винительного падежа

Винительный падеж суще­стви­тель­ных выра­жа­ет объ­ект­ные и обсто­я­тель­ствен­ные значения:

обо­зна­ча­ет объ­ект, на кото­рый направ­ле­но действие

  • лицезреем (кого?) зай­ца
  • возь­му с собой (кого?) дру­га
  • верим (во что?) в побе­ду люби­мой команды
  • соби­раю (что?) зем­ля­ни­ку
  • пой­дем (во что? куда?) в поле
  • ныр­нешь (во что? куда?) в море
  • пере­сту­пить (через что? куда?) через порог
  • собе­рем­ся (во что? когда?) в среду
  • пере­пи­сы­вать­ся (что? сколь­ко?) неде­лю
  • зво­нить (что? когда?) каж­дое утро
  • собрать (во что? как?) в круг
  • посе­ять (во что? как?) в ряд
  • сто­ять (во что? каким обра­зом?) в шерен­гу
READ  Механическая пила для резки металла

Винительный падеж существительных

Винительный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект либо обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кого? либо что?

Выясним, что такое вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме вини­тель­но­го падежа.

Как определить винительный падеж существительного?

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по задан­но­му вопро­су и по харак­тер­но­му окон­ча­нию. К тому же при сов­па­де­нии фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа у неоду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных обра­ща­ем вни­ма­ние на нали­чие пред­ло­га. Прямой падеж не име­ет предлога.

Существительное в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим, а фор­ма вини­тель­но­го паде­жа при­над­ле­жит вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния — допол­не­нию либо обстоятельству.

Нереально смот­реть на солн­це широ­ко откры­ты­ми гла­за­ми (в.п.)

Чтоб не пере­пу­тать вини­тель­ный и роди­тель­ный падеж оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода, вос­поль­зу­ем­ся мето­дом под­ста­нов­ки. Заместо суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода под­став­ля­ем оду­шев­лён­ное суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла, фор­мы кото­ро­го в вини­тель­ном и роди­тель­ном паде­же отли­ча­ют­ся окончаниями.

  • нет (кого?) брат а — нет сестр ы
  • вижу (кого?) брат а — вижу сестр у.

Карточки «Определить падеж имен существительных

карточки «Найти падеж имен существительных»

Содержимое разработки

Отрисовывал красками, слушала рассказчика, грезил о полёте в космос, занимался лепкой, лежали на столе, положила на стол, побежала в сад, гуляла в саду, стоял около подъезда, вышел из подъезда, подошёл к подъезду, убирали в комнате, зашли в комнату, убрали комнату, вышли из комнаты, бегал по комнате, испил сок, смотрел в зоопарке на льва, пришли в зоопарк на экскурсионную поездку, подошёл к клеточке со львом, бежал по дорожке к ручью, смотрел на верхушку горы, взобрался на гору, подъехал к горе, тормознули около горы, выстроили на горе.

Дата Фамилия_ Оценка_

Висели на ветке, сорвал с ветки, ехал на автомобиле, повстречал старика с бородой, писал мелом на доске, стучал по крыше сарая, по улице, накормил щенка, любовались закатом, прогуливался в музей, смотрели в музее, вышел из музея, гласил о музее, подошёл к музею, восторгался музеем, увидел дельфина, приехал к морю, плыл по морю, отдыхал на море, приехал на море, отплыл от берега, подплыл к берегу, шёл по берегу, жил в деревне, приехал в деревню, выстроили за деревней, выехал из деревни, пил чай с конфетами.

Дата Фамилия_ Оценка

Пришёл на приём к доктору, ел буханка с маслом, шёл по дороге к дому, стоял за домом, висели на дереве, повесил на дерево, стоял около дерева, приехал с вокзала, приехал на вокзал, встречал на вокзале дедушку, стоял за дверью, отрисовывал фломастерами в альбоме, шёл по тропинке к избушке лесника, читал сказку про медведя, летел над городом, заехал в город, подъехал к городку, выехал из городка, жили в городке, читал о городке, заплутался в лесу, зашли в лес, вышли из леса, написал сочинение о лесе, пришёл к лесу, любовались лесом, покрыт скатертью, хлопотал о бабушке, подарил брату.

Дата_ Фамилия_ Оценка

Засыпан снегом, съёжился от холода, слез с жеребца, доехал до рощи, зашёл за дерево, побежал по тропе, гласил с матерью, залез на крышу, тормознул у вокзала, свалился с берёзы, проехался на коньках, написал в тетради, поставить в комнату, убирал в комнате, вышел из комнаты, угостил ужином, кружилась над гнездом, изловили мышку, накрыли крышкой, влезли на вышку, украсили ёлку игрушками, спал в берлоге, залез в берлогу, вылез из берлоги, подошёл к берлоге.

Дата_ Фамилия Оценка_

Слушали песню про мушкетёра, зажгли свечу на столе, носила бусы из жемчуга, ожидал на улице, повесил люстру, смотрели кинофильм про инопланетянина, взял для коллекции, увидел павлина, гласил по микрофону с дедушкой, курил трубку, золотится на солнце, жужжат в травке, порхают над цветами, не выходит из головы, въехали во двор, играл на дудочке, высоко над водой, смотрел на пеликана, вылетел из гнезда, запоздал на работу, даровали букеты цветов ветеранам, жил в клеточке, приехал из деревни в город, сказал о поездке.

Дата_ Фамилия Оценка

Стали друзьями, пропололи грядку с редиской, слушали тренера, убежали от пиратов, летят к рябине, клюют на ветке ягоды, около ворота, подарить рубаху отпрыску, красили окно краской, плавал в речке, бросил в речку, пошёл на пруд, жил за прудом, позолотило вершины деревьев, возвратились из леса с земляникой, висит на яблоне, указывает на север, жили на севере, удрал от носорога, кормили носорога, читали рассказ про носорога, готовили землю к севу, осветило лучами дорогу, провожали капитана, гулял с собакой в парке.

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?

Дата Фамилия_ Оценка_

Покрыт ковром, плыл по морю на пароходе, записал в журнальчик, отметил в журнальчике, без помощи друга, по дорожке к роще, за линией горизонта, у дороги в деревню, догонял зайца, изучал работу инженера,работал на заводе, пробежал по лестнице, работал в коллективе, пришёл в коллектив за советом, одарили медалью командира, забивал молотком, из комнаты в комнату, жил в квартире, убирал квартиру, въехали в квартиру, купил билет на футбол, повстречались на футболе, смотрел матч по телеку, одарили грамотой фаворита.

Дата_ Фамилия_ Оценка_

Посмотрел в сторону реки, поглядел на соседа, провожали соседа, на концерте артиста, борется за мир, буду доктором, окажет помощь нездоровому, летит над простором моря, купался в море, увидел на опушке леса волка, бежит в чащу за добычей, испытывают автомобиль, уходит в небо, посиживать на берегу с удочкой, приобрели к праздничку тортик, берегись автомобиля, готовить завтрак, пели песню про вратаря, побежал по дороге к лесу, сел в лодку, катался на лодке, открой глаза, срезали с вишни веточку, грезил о поездке в столицу.

Дата Фамилия Оценка

Растёт на юге, жили на юге, приехали на юг, прославил подвигом, спать в палатке, катался на качелях в парке, отрисовывал оленя, стоял у крыльца, выступает в цирке, пришли в цирк, купил мячи для тенниса, смотрел с неба на землю, посиживали у огня, идёшь по лесу к домику лесника, покрыт снегом, раскачивал вершины деревьев, следил за природой, скучал по маме, бились о камешки, хлопотал о старушке, знал природу, купил пальто с мехом, укрыт одеялом, слушал пение жаворонка, провожали бойца в армию, звонил по телефону другу.

Дата_ Фамилия Оценка

Запрыгнул на диванчик, плыл на пароходе по Волге, гостил у брата, поведал о храбрости бойца, на зелени травки, был пастухом, ожидал пассажира, причалили к пристани, сварила варенье из яблок, читали рассказ о работе водолаза, открывает глаза, гулял с мамой, подошёл к постели хворого, шли по площади на парад, покрыты хлопьями снега, поблескивает на солнце, посмотрел на солнце, на шлеме пилота, в почтовом ящике, вызнал анонсы о друге, полетят в самолёте, приклеил в уголке марку, написал письмо другу, купил конверт с маркой.

Дата Фамилия_ Оценка

Приобрести газету, намело сугробы, пирог с капустой, улыбался другу, повстречал друга, пришли в рощу, отдыхали в роще, пахнет свежестью, прячутся под листьями, в листве деревьев, после дождика, лежал под землёй, прибежал к дубраве, летел над морем, стоял около львицы, жил в Африке, приехал в Африку, села на ветку сирени, вспыхнет изумрудом, оторвался от ветки, в зелени травки, без братишки, стоял около ели, приехал из деревни в город, гулял в зоопарке, шёл до беседки по дорожке, на крыше дома, от дедушки к бабушке, ел арбуз

Дата_ Фамилия_ Оценка

Дата_ Фамилия_ Оценка

Растёт в степи, гулял по улицам городка, просачиваться в глубины океана, посиживали у костра с гитарой, отдал мальчугану яблоко, уважать труд человека. окончили уборку класса, посиживали на ветке дерева, тетрадь ученика, ошибся адресом, гордимся рекордами спортсменов, лежал под сугробами снега, рад песне жаворонка, сказал о подвиге лётчика, играл в снежки, встать с постели, ехал на лошадки, отдыхал у бабушки с дедушкой, получил письмо от матери, ехал по пустыне на верблюде, писал в тетради по арифметике, изловили леща, любит цветочки.

Дата_ Фамилия_ Оценка

В воздухе пахнет земляникой, стоит в углу, поставили в угол, отдыхал на море, приехал на море, гласил по телефону с дедушкой, работал на заводе, смотрели в зоопарке на слона, загорал на пляже, пришёл на пляж, удрал от слона, кормил слона, прочел про слона, собрали сбор яблок, выпекла пирог из яблок, играл на поляне, лежит под ногами, гулял с собакой по парку, подъехал к дому на машине, отрисовывал карандашами в альбоме, положил в альбом фото, рыдал от счастья, смотрели по телеку кинофильм, посиживают на ветке.

Дата_ Фамилия Оценка

Повстречались в школе, пришли в школу, гордились школой, вышел из школы, поведал друзьям о школе, воспитывал отпрыска, улетел в окно, смотрел на деревья по ту сторону окна, бежал по аллее сада, от берёзки к берёзке, заколдован невидимкой, попали на полуостров, вышел на улицу, посиживал за обедом, стоял около клеточки тигра, катался на карусели, залез на дерево, слез с дерева, стоял за деревом, гласили с гордостью о брате, клевали в кормушке ягоды, под деревьями на снегу, увидел на море дельфина, запивал лечущее средство молоком, гласил о брате.

READ  Циркулярная пила стационарная какую выбрать

Дата Фамилия_ Оценка_

Дата_ Фамилия Оценка_

Отдыхали в лагере, смотрел рекламу по телеку, посадили на клумбе цветочки, бежал за поездом, играл на дудочке, нёс чемодан компаньона, ворачивался с охоты, шёл по тропинке к домику лесника, убрали сбор с полей, улетели на юг, сказал сказку о волке, увидел павлина, смотрел на перья павлина, помогал по дому маме, подметал веником, полил на клумбе цветочки, делал зарядку с братом, играл на барабане, слушали музыку, украли мёд у медведя, писал мелом на доске, повесил на доску плакат, приехали на выставку, был на выставке.

Дата Фамилия_ Оценка_

Дата_ ФамилияОценка _

Разобрать слова по составу, гулял с собакой, посиживал на лавочке в саду, увидел героя, радовался праздничку, гордился дедом, приехал на курорт, отдыхал на курорте, бежал по стадиону, приехал на каникулы к бабушке, отъехал от остановки, висит над кроватью, экскурсионная поездка по городку, выпал из гнезда в травку, бродит по лесу, подвиг лётчика, лицезрел дым костра, просил о помощи, лежал на скатерти, убрал со стола, гостил у дедушки, посодействовал дедушке, встречал дедушку, не страшись мглы, собрались на фестиваль, повстречались на фестивале.

Дата Фамилия Оценка

Нарисовал картину, удрал от пиратов, повстречал друга, плавал на озере, приехал на озеро, написал письмо маме, смотрел телек, залит солнцем, играл с котёнком, пил молоко с мёдом, скатился с горы, писал в тетради, записал задачку в тетрадь, слушал пение соловья, поблескивал на морозе, выбежал из ворот, смотрел на солнце, внесло метелью, слушал музыку, бросил дрова в печку, подсел к печке, грелись на солнышке, не опасается дождика, вылезает из норки, слушали разъяснение учителя, не запамятовай об осторожности, схватил жука, прислонился к столу.

Дата_ Фамилия_ Оценка

Гулял по аллее в парке, увидел мотылька, поскрипывает под ногами, укусить зубами, сверкают на травке, на опушке рощи, получил письмо от брата, поздравил брата поздравляем, приехал на встречу с героем, встречали героя. сказал о космосе, полетел в космос, на севере страны, сшила платьице, съела пирожок, познакомить с правилами, нарисовал красками гиппопотама, пригласил в гости, повесил вещи на вешалку, убрал со стола в портфель, портрет художника, собрали сбор овощей, приобрели на рынке овощи, погрузился на воду, купался в море, отдыхал на море, посадили сад около школы, посиживать под деревом, появился на лугу, увидел дятла на дереве, написал письмо маме, побеседуем о природе, записал условие задачки на доске, вылетела из улья, изловил карася, заступился за малыша, ужаснулся ужа, советы тренера, сделал подарок для дедушки, рассказ друга, гласил по телефону с другом, позвонил другу, тетрадь друга, спросил у друга, выпекла пирог с сыром, поставил цветочки в вазу, выстроить крепость из снега, плыть по реке на лодке, уколоть палец иглой, работать учителем в школе, повстречать ученика, гордиться учеником, слушать ответ ученика, съехать с горки.

Дата_ Фамилия Оценка_

Висит на ёлке, играет на скрипке, положил в плетенку, вырастают на грядке, получили посылку от дяди, сшила для куколки, играет на гитаре, взял гитару друга, пил сок из чашечки, подымался по ступенькам лестницы, заехал за сестрой в библиотеку, работал на стройке бригадиром, смотрел на клоуна, сшил костюмчик клоуна, ехал в автобусе по городку, смотрел на выступление артиста, на вершине яблони, от речки к аллее, ужаснулся бульдога, увидел в зоопарке жирафа, увидел рога оленя, купил ящик бананов, катался на качелях, пришил пуговицы к куртке, ожидал приказ капитана, вручил заслугу капитану, помогал капитану с ремонтом корабля, на ветке сирени, написал записку маме, выслушал матроса, спросил у матроса, служил матросом на корабле, повстречал Caravan верблюдов, нарисовал верблюда, хрустел под ногами, ел с аппетитом пирожки, посиживала на ветке, сражался за Родину, улетели на юг, работал в тетради, прыгал по дорожке, смотрел на сестру, увидел орла, сорвал сирень, грезил о подарке, удрал от тигра, кормил кролика морковкой, разводил на ферме зайчиков, съел мороженое с фруктами, спустился в пещеру с товарищем, написал диктант без ошибок, читал сказку про чудовище.

Дата_ Фамилия_ Оценка

Карточки по русскому языку 3 класс.Тема «Падеж имён существительных

Личные карточки в 2-х вариантах «Падеж имён существительных»

Просмотр содержимого документа «Карточки по русскому языку 3 класс.Тема «Падеж имён существительных»»

Ф.И.

Определи падеж существительного

Ф.И.

Определи падеж существительного

Ф.И.

Определи падеж существительного

Ф.И.

Определи падеж существительного

Ф.И.

Определи падеж существительного

Ф.И.

Определи падеж существительного

Ф.И.

Определи падеж существительного

собрались возле школы

Ф.И.

Определи падеж существительного

собрались возле школы

Ф.И.

Определи падеж существительного

собрались возле школы

Ф.И.

Определи падеж существительного

растут по берегам

проснулась на рассвете

выехал из деревни

нарисовал мелками

вышел из избушки

связала внучке

начертил по линейке

сделал из дерева

выросли на клумбе

Ф.И.

Определи падеж существительного

растут по берегам

проснулась на рассвете

выехал из деревни

нарисовал мелками

вышел из избушки

связала внучке

начертил по линейке

сделал из дерева

выросли на клумбе

Ф.И.

Определи падеж существительного

растут по берегам

проснулась на рассвете

выехал из деревни

нарисовал мелками

вышел из избушки

связала внучке

начертил по линейке

сделал из дерева

выросли на клумбе

Цитаты из русской классики со словом «кофейня»

  • Забудется Болгария, забудется война с Сербией, и начнет Баттенберг перебегать из кофейни «Золотого Оленя» в кофейню «Золотого Рога», везде, где в окне вывешено объявление: «Продается пиво прямо из бочки».

Существительное «коф е́ йня» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? коф е́ йня коф е́ йни
Родительный Кого? Чего? коф е́ йни коф е́ ен
Дательный Кому? Чему? коф е́ йне коф е́ йням
Винительный (неод.) Кого? Что? коф е́ йню коф е́ йни
Творительный Кем? Чем? коф е́ йнейкоф е́ йнею коф е́ йнями
Предложный О ком? О чём? коф е́ йне коф е́ йнях

Значение слова «кофейняraquo

КОФЕ́ЙНЯ и, род. мн..фе́ен, дат..фе́йням, ж. Устар. Заведение, где посетители пьют кофе.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова индукционный (прилагательное):

Тест по русскому языку (3 класс) : Русский язык. 3 класс. Склонение, падеж имён существительных. Задания для самостоятельной работы учащихся

Задания для самостоятельной работы учащихся.

  • Определи склонение существительных:

3 Впиши нужное окончание, в скобках укажи слово-помощник/объяснение:

выехать из д _ р _ вн _ ( )

путешествовать в в _ гон _ ( )

узнать о п _ бед _ ( )

пуговица от п _ льт _ ( )

к _ ртоф _ ль ( скл.) м _ рковь ( скл.)

3 Впиши нужное окончание, в скобках укажи слово-помощник/объяснение:

узнал о п _ бед _ ( )

вышел из м _ тр _ ( )

сотрудник _ птек _ ( )

б _ леты в кас ( )

детёныш кенгур _ ( )

Р _ кета, ябл _ ко, ф _ мил _ я, к _ стюм, площ _ дь, т _ традь, н _ ябрь, м _рковь,

Распредели слова по склонениям в таблице:

Раздаточный материал для 3 класса » ПАДЕЖ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»

МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель начальных классов первой категории

_

Карточка

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Вышел из избушк…(_), встретил на вокзал…(_). прислал по почт…(_), вырос на полянк…(_), приехали к обед… (_), ночевали в сторожк… (_), решил задач… (_), кружились над цветком (_).

Карточка

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Ждал на дорог…. жил на окраин… сбился с дорог…. деревья в ине… (_). приехал к бабушк… (_). работает в бригад…(_), заподозрил в измен…(_), сшила для куколк…(_).

Карточка

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Выглядывает из коробк…(_), живём в деревн…, салат из редиск…, растёт в ящик…(_), подготовился к работ…(_), блеснули на неб… ( ), покачивала головк…(_), люблю клубнику (_).

_

Карточка

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Пролетел над лес… (_), посмотрел на учител…. спустился к ручь…, проехал в метро (_), скрылся от охотник…(_), подобрать слова (_), пил из миск… (_), играл на гитар… (_).

Карточка

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

выкопать из земли (_), поскакал к сторожк… (_), блеснули на неб…(_), покачивала головой (_), люблю клубнику (_), грелся на солнышк…(_), шли от колодца (_), плывут по морю

Карточка

Ф.И.

Родительный падеж имени существительного

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Подготовился к работ…, жила над кустом. выглядывает из травы. посадил в ящик. уходила за корм…. сидел на пеньке (_), собирают сок ( _), сказка о медвед…. сорвал шишку (_).

_

Карточка

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Катались на машин… (_), шли по площад…(_), отплыл от причала. подбежал к кроват… (_), прыгает белка (_), достали мяч. гуляли за школ…. написал в тетрад….

READ  Ленточная пила для распиловки бревен

Карточка

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Кружились в воздух…, сделал из бумажк…, остался без клюшк…, стоял около аптек… (_), сделал из щепк…(_), лежат в книг…(_), направился к остановк…(_), ел без вилк… (_).

Карточка

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Ползёт по травинк…(_), отказался от повязк…(_), застряла в бочк…, поставил на полку (_), ушёл с друг…. увидел под кроватью (_), поздравление для мам… (_), поскакал по дорог…(_).

_

Карточка 0

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Набрали черёмух…(_), крышка коробк…. неслись по Волг… (_), помогали дедушк…. обожглись крапив… (_). у новой беседк…(_), шагают по пашн… (_). думали о поездк… (_).

Карточка 1

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Взяла у подруг… (_). прилетели к фиалк… (_). цветы яблон…. шли по тропинк… (_), бежал по дорог…(_), думать о подарк…, заросли акаци… (_), любить маму (_).

Карточка 2

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Гордиться пап…(_), идти к рощ… (_), растёт на опушк… (_), подлетел к берёзк…(_), застучал клюв…(_), расхаживали по пашн…(_), увидеть мост (_), отбежать от осинк… (_).

_

Карточка 3

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Нарисовать картину (_), готовиться к зим…(_), вижу облак… (_), прочитать в книг… (_),стоять у клетк…, побывать в зоопарк… (_), сказка о мудрост…(_), чинить карандаш (_).

Карточка 4

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

История из жизн… (_), дружить с Вал… (_), отойти от пристан…. доехал до деревн…, поскакал по дорожк…, отказаться от помощ…(_), стоять у башн… (_), вижу парк (_).

Карточка 5

Ф.И.

Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.

Достать из печи (_), ходить около клуба (_), книга о подвиг… (_), помочь бабушк…(_), идти по алле…(_), вспоминать о друг… (_), слушать песню (_), искать под стол…(_).

Тест по русскому языку Падеж имен существительных 3 класс

Тест по русскому языку Падеж имен существительных 3 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

Тренировочные задания «Падежи», 3 класс

Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)_

Радовался (чему?) (весна, праздник)

Писать (чем?) (перо, мел)_

Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_

Урожай (чего?) (овёс, пшеница)

Рассказ (кого?) (ветеран, гость)_

В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки. Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать …. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

Почти каждая _начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в _Начало _называется истоком. То место, где впадает в море, озеро или другую _, называется устьем.

Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой _

Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _или _.

2.Выдели окончания и определи падеж существительных.

Река ( п.) Kalina протекает через деревню Калиново. Около реки ( п.) пасутся гуси. В реке ( п.) водятся караси и щуки.

Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _или _.

2.Выдели окончания и определи падеж существительных.

Река ( п.) Kalina протекает через деревню Калиново. Около реки ( п.) пасутся гуси. В реке ( п.) водятся караси и щуки.

Упражнения в определении падежей

Урок русского языка в 3 классе. «Упражнения в определении падежей»

Тема урока: Упражнение в определении падежей.

Цели урока: развивать умение определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам предложения.

Личностные: ценностные отношения к умению выполнять деление с остатком и проверку, к совместной познавательной деятельности, к полученным результатам.

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Т.Г. Рамзаева. Ритм. «Дрофа» 2013.

1.Организационный моментСловесный: слово учителя

-А сейчас тихо сядут девочки, а ещё тише мальчики.

Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

– Как называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение.)

– Запишите красиво и аккуратно это слово на следующей строке три раза.

-А сейчас послушайте загадки о падежах и называйте мне отгадки.

-Итак, назовите тему нашего урока. (Склонение имен сущ. определение падежа у сущ.)

-Какие цели поставим перед собой? (Научиться склонять имена существительные, определять падеж существительных.)

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Коммуникативные:— слушать и понимать речь других;

— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

1Откройте тетради, отступите от последней записи 2 строчки запишите сегодняшнее число (09 марта. Классная работа.)

— Сейчас, тот, кого я вызываю, выходит к доске, а остальные в тетрадях, записываем словосочетания, обозначаем орфограммы, указываем падеж имен существительных:

Подъехал к городу, работает на фабрике, помогает другу, сделано из дерева, подарил книгу, стоит перед домом, посадил около окна, переплыл через речку.

– На доске записаны слова. Составьте из них словосочетания при помощи предлогов от, к, о, из, с, до, по. Укажите падеж имен существительных, предлоги подчеркните.

Задрожал (страх), разговор (друг), дошёл (школа), побежали (берег), спустились (гора), подойти (дом), вспоминаю (лето).

-Читаем задание. Выполняем задание устно всем классом (по цепочке). Затем пишете самостоятельно.

Зарядка для глаз по тренажеру на доске. (тренажер Базарного В.Ф.)

-Читаем задание. Выполняем задание устно всем классом (по цепочке). Затем пишете самостоятельно.

Составлять словосочетания с помощью вопроса.

Списывать упражнение, указывать падеж. Делать вывод.

Списывать упражнение, указывать падеж. Делать вывод.

Коммуникативные:— слушать и понимать речь других;

— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

— Прочитайте стихотворение на доске. Определите (устно) падежи имен существительных:

— Из какого произведения эти строки? («Телефон»)

— Назовите автора этого произведения (К.И. Чуковский)

-Сколько падежей в русском языке? (6 падежей.)

-В каком падеже существительные никогда не употребляются с предлогами? (В именительном.)

— В каком падеже существительные всегда употребляются с предлогами? (В предложном.)

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

Откройте дневники, запишите домашнее задание упражнение 447 (разбор домашнего задания)

На лесной полянке, варит из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолете, подлетел к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

Записывать под диктовку словосочетания.

1 вариант

Склонение имен существительных — это:

1) изменение их по падежам2) изменение их по числам 3) изменение их по родам4) образование новых имён существительных

Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы:

1) кого? чего?2) кому? чему?3) кем? чем?4) о ком? о чём?

Укажи словосочетание с именем существитель­ным в творительном падеже.

1) осталась без хвоста2) спрятала под крылом3) вьется в воздухе4) идти на восток

Укажи предлог, который употребляется с имена­ми существительными в родительном падеже.

В каком падеже имена существительные не упо­требляются без предлогов?

1) в творительном3) в предложном2) в именительном4) в дательном

Укажи словосочетание с именем существитель­ным в родительном падеже.

В каком предложении слово корабль употребле­но в винительном падеже?

1) Корабль плыл медленно.2) Корабль вёл капитан.3) Палуба корабля заполнена грузом.4) В гавань вошёл корабль.

Поставь имена существительные, данные в скоб­ках, в нужном падеже и числе.

Проезжать мимо берёзовых (роща) Радость неожиданных (встреча) Зелень альпийских (пастбище)

Вставь в устойчивые словосочетания имя суще­ствительное палец в нужном падеже и числе.

Обвести вокруг. попасть в небо, высасывать из. по можно сосчитать.

Выпиши из текста выделенные имена существи­тельные. Напиши в скобках рядом с каждым име­нем существительным падеж.

Каждое утро мы ходим в школу. Там нас встре­чает наша учительница. Мы изучаем много инте­ресных предметов. На уроке математики мы учим­ся считать. На уроке литературы мы знакомимся с книгами детских писателей. На уроке дисциплины «Окружающий мир» радуемся новым открытиям.