1 Переобладнання мотоблока Зубр в мінітрактор від Ткаченко Сергія.

Как сделать минитрактор из мотоблока своими руками

Каждый крестьянин знает, что обрабатывать дачные, приусадебные земляные участки легче и удобнее при помощи маленького трактора. И не неудача, если не хватает средств на покупку промышленного «железного коня» — его можно самому смастерить из дешевого мотоблока. Тем паче, когда есть энтузиазм к технике, инженерные возможности, необходимое оборудование и инструменты, сделать это будет совсем легко. Главное разобраться в технических качествах, приготовиться к трансформации и верно избрать сам мотоблок. Тогда можно начать переоборудование. Кстати, инструкция мотоблока может содержать чертеж, который поможет понять, как лучше сделать самоделку.

Как сделать раму

После подготовки инструментов и комплектующих, необходимых для создания мини-трактора, приступают к «перекройке» рамы мотоблока, чтобы приспособить её под дополнительную пару колёс. Платформу будущей самодельной машины можно сделать цельнометаллической или переломной с использованием швеллеров или профильных металлических труб. Продольные и поперечные лонжероны сделать несложно — их нарезают болгаркой и соединяют электросваркой или крепёжными элементами. Для большей надёжности болтовые соединения комбинируют с дополнительной проваркой швов.

переделать, мотоблок, зубр, минитрактор

При трансформации культиватора в мини-трактор часто используют именно переломку, состоящую из двух независимых полурам, соединенных между собой при помощи шарниров. Благодаря такой конструкции все четыре колеса трактора почти всегда контактируют с грунтом, и практически не происходит их вывешивание при эксплуатации самоделки по неровной поверхности или скользкой дороге. Это позволяет повысить устойчивость мини-трактора из мотоблока, улучшить его маневренность и проходимость при осуществлении пахотных и транспортных работ.

К переднему или заднему участку подготовленной рамы монтируют по схеме навесное устройство, которое позволит трактору сделать возможной работу со вспомогательными устройствами. Можно сразу сзади приварить фаркоп для буксировки прицепа — это ещё больше расширит функциональные возможности самодельного мототрактора.

Установка ходовой части

По окончанию монтажа приспособления для навески устанавливают на обе оси (переднюю, заднюю), а уже на них — колёса. На заднюю ось обычно крепят те, что шли в комплектации с мотоблоком (СКАУТ, Зубр, Нева), а на переднюю насаживают колёса от легкового авто или какой-нибудь сельхозтехники. Важно, чтобы они были с глубоким протектором — это сделает самодельный мини-трактор техникой высокой проходимости и с улучшенным сцеплением колёс с грунтом. Тогда и управление будет значительно проще.

Для оборудования самодельного трактора полноценной передней ходовой частью покупают ступицы в сборке с тормозной системой и желательно в комплекте с рулевыми тягами, рулевым колесом, редуктором и рулевой колонкой. Также их можно переделать, сняв с поддержанной легковой техники.

Самодельный трактор из мотоблока ZUBR 10л.с. 3 часть

Крепление передних колёс к мини-трактору осуществляют таким образом:

  • Подбирают металлическую профильную трубу, соответствующую толщине передней оси самодельного трактора.
  • К торцам профиля прикрепляют колёсные ступицы.
  • Конструкцию со ступицами закрепляют на передней раме прямо по центру.
  • Монтируют рулевые тяги, после чего выравнивают их с рулевым редуктором.
  • Осуществляют фиксацию редуктора на раме.
  • Ставят рулевую штангу, рулевое колесо.
  • Регулируют рулевую колонку, руль.

Иногда переднюю подвеску трактора дополняют пружинными амортизаторами для обеспечения более комфортных условий работы. После того, как по чертежу собрали рулевую колонку, нужно сделать монтаж задних колёс.

Заднюю ось культиватора устанавливают на подшипники, плотно запрессованные в сферические втулки. На неё монтируют шкив, который будет передавать крутящий момент от двигателя к вращающимся узлам. Можно задние колёса переломки оставлять без дифференциала — это упростит конструкцию и сведёт к минимуму пробуксовку будущего мини-трактора при эксплуатации на сыпучих грунтах.

Оптимальный диаметр колёс трактора — 30-36 см (как у модели СКАУТ Т-15). Если самодельный дизельный агрегат поставить на колёса меньшего размера, он попросту будет крениться вперёд. Монтаж больших колёс сделает машину неуправляемой и ухудшит её манёвренность, особенно при работе с прицепом. По окончанию установки колёс и рулевой колонки начинают компоновку основного узла агротехники — двигателя.

Подготовка к созданию самодельного минитрактора

Процесс создания самодельного мини-трактора начинается с составления чертежа, кинематической схемы будущего «пахаря» и подготовки необходимых материалов, инструментов, оборудования. Если есть навыки, можно самому разработать схему демонстрации механизмов и узлов трактора, если нет — найти подходящий вариант в интернете или же воспользоваться представленным здесь примером.

Что касается деталей и комплектующих, участвующих в модернизации мотоблока, можно применить покупной заводской комплект для переделки его в минитрактор. Но такой вариант не подойдёт для тех, кто хочет сделать, к примеру, полноприводный (4×4) трактор и при этом существенно сэкономить. Поэтому придется искать модернизированные детали.

READ  Вал отбора мощности на мотоблоке Forte

Итак, для создания самодельного трактора понадобятся:

  • набор инструментов;
  • сварочное оборудование;
  • дрель с комплектом свёрл;
  • металлические трубы, швеллеры;
  • крепежи, метизы (болты, гайки);
  • болгарка, диски для работы с металлом.

Также для того, чтобы сделать собственноручно трактор, потребуются два подходящих колеса, навеска, водительское кресло, рулевой механизм, педали и, конечно же, мотоблок, обладающий достаточным весом и мощностью. Лучше остановить свой выбор на агрегате тяжёлого класса с дизельным двигателем (хорошо подходят модели Зубр, Нева, Агро, СКАУТ). Это даст возможность получить в результате переделки хоть и самодельный, но производительный мини-трактор, способный эффективно выполнять различные агротехнические операции. Наверняка захочется, чтобы он осуществлял не только сельскохозяйственные функции, но и мог тянуть прицеп.

Вес выбираемого агрегата должен соответствовать состоянию грунта, на котором планируется задействовать самоделку. Если он уплотнённый, пересохший, то будущий мини-трактор вряд ли справиться с поставленными перед ним задачами. Поэтому чем твёрже почва, тем тяжелее понадобится культиватор. А мощность его двигателя следует соотнести с площадью земельного участка, на котором будут проводиться сельскохозяйственные работы с помощью мототрактора. Так, чем обширнее делянка, тем выше должен быть этот параметр.

Монтаж двигателя и гидравлики

Самым выгодным вариантом для переделки мотоблока в самодельный четырехколесный трактор считается одноцилиндровый дизельный мотор с водяным охлаждением — такой обычно ставят на китайские мотокультиваторы марки СКАУТ, Зубр и российскую Неву. Одноцилиндровый дизель экономичен, поэтому эксплуатация произведённого на его основе мини-трактора не будет накладной. Его, как правило, размещают на передней части рамы, что позволяет небольшому трактору поддерживать оптимальное равновесие во время эксплуатации с дополнительным инструментарием. На месте расположения мотора устанавливают систему крепления, которую лучше сделать «плавающей» (скользящей), чтобы упростить регулирование и натяжение ремней.

Передачу усилия от мотора к задним колёсам самодельного трактора организовывают при помощи ременной передачи. Раздаточную коробку ВОМа, как и коробку передач, можно использовать со списанного автомобиля ГАЗ-53. Силовой агрегат самоделки монтируют таким образом, чтобы шкив ВОМа располагался в одной плоскости со шкивом, размещённым на задней оси мини-трактора. Заодно намечают место для расположения педали сцепления. Ременную передачу закрывают защитным чехлом, чтобы избежать соскальзывания в процессе работы и сделать её срок службы более продолжительным.

После завершения основной работы на самодельный мини-трактор с двигателем от мотоблока устанавливают гидравлический подъём. Комплект гидравлики переделки должен включать масляный насос, бачок для масла, гидроцилиндр и распределитель. Все составные части системы соединяются гибкими маслостойкими шлангами. Желательно, гидравлику сделать с плавающим режимом — это обеспечит полноценную работу навески мототрактора. Тогда и почвофреза будет работать как надо.

Недорогой трактор по цене мотоблока всего за 189 тысяч! — Закажи тут.

Большой выбор навесного оборудования, которое также подойдет для тракторов самоделок смотри по ссылке.

Весь модельный ряд тяжелых мотоблоков (СКАУТ. Угра, Нева и др.) — https://garden-shop.ru/motobloki.html

Затем производят установку водительского кресла.

Монтаж тормозной системы и электрооборудования

Для начала определяют место (воспользовавшись компоновочной схемой), где в переделке будет располагаться педаль тормоза. На обозначенной делянке монтируют крепление для педали и основной тормозной цилиндр. Затем цилиндр подсоединяют шлангами к тормозным барабанам, расположенным на передних колёсах переоборудованного трактора.

Сразу после этого тормозную систему проверяют на герметичность, и если она нарушена — заново переделывают ее. Чтобы избежать нелепых ошибок, лучше воспользоваться наглядным чертежом, на котором показаны все основные узлы трактора. Для контроля систему обязательно прокачивают и удаляют остатки воздуха. Это сделает её работоспособной и обеспечит подобающую функциональность. Дополнить систему можно ещё и стояночным тормозом.

Следующий этап самостоятельной переделки мотоблока в полноценный мини-трактор — подключение электрооборудования и вывод датчиков на панель приборов. Сделать это рекомендуется для удобства и безопасности эксплуатации транспорта. На панель выводят измеритель температуры, показатель охлаждения жидкости, ключ зажигания, датчик давления масла и уровня топлива в бензобаке. По желанию самодельный трактор снабжают звуковым сигналом, стоп-сигнальными лампами и указателями поворотов.

Дополнительно сельхозтехнику можно оснастить элементами обшивки и навесом. Это придаст мини-трактору привлекательный вид и сделает работу оператора более комфортной. После завершения процесса модернизации мотоблока, следует провести обкатку самодельного мини-трактора, чтобы произошла «притёрка» деталей и улучшилась смазываемость сопрягаемых поверхностей.

Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков

Преимущества владения таким агрегатом налицо. Он в отличие от мотоблока позволит:

Используя навыки, можно из обычного мотокультиватора с ограниченными возможностями сделать многофункциональный и эффективный мини-трактор. Манёвренный и компактный, он способен работать даже на густо засаженных участках, между кустами и деревьями, а также на ограниченной придомовой территории, не портя тротуарную плитку и асфальтное покрытие. Посмотрите форму, где есть видео о работе самодельной техники.

READ  Мотоблок Салют с валом отбора мощности

Сделать мини-трактор из мотоблока — это значит приобрести себе агротехнику с широчайшим функционалом. Вместе с ним можно использовать разнообразное навесное оборудование: культиватор, картофелесажалку, фрезу, борону, роторную косилку, плуг, окучники и прочее. А если оборудовать штабелером с гидравлическим приводом, то можно эксплуатировать самодельный трактор ещё и в качестве стогометателя или подъёмного крана. Благодаря практичной конструкции, работать на такой самоделке просто, комфортно и безопасно. А оставшиеся мотоблочные детали можно использовать при создании других самоделок. Самодельный мини-трактор — это лучше, чем самый дорогой тяжелый мотокультиватор и дешевле, чем тяжёлый трактор.

Минитрактор из мотоблока руками народных умельцев

К очевидным недостаткам можно отнести такие вещи, как один из основных узлов — коробка передач, которая не была предназначена для работы в составе минитрактора. Такие удобные в работе с тяжелым мотоблоком вещи как разблокировка отдельно правого и левого дифференциала становятся обузой т.к. для избежания повышенного износа не дешевой задней резины в поворотах придется следить за тем, чтобы один из дифференциалов был разблокирован. Кроме того в связи с тем, что далеко не все мастера уделяют достаточно внимания расчетам при переделке мотоблока в минитрактор, не редко встречаются такие проблемы, как трудности работы с почвофрезой и навесным оборудованием, а так же встречаются проблемы с работой подъемного механизма. Помимо этого не стоит забывать и об эстетической составляющей, ведь среди минитракторов переделанных кустарным образом двух одинаковых экземпляров не найти. Тут будут и самые разные сиденья от иномарок 90-х годов всех мастей, рули от них же, ну и конечно же колеса различных размеров, не говоря уже о несущих элементах непостоянного качества и состава. Однако справедливости ради стоит сказать, что бывают и весьма достойные варианты, но это скорей исключение из правил.

Мотоблоки переделанные в минитрактор, с помощью специальных заводских наборов для переделки обладают гораздо более стабильным качеством и более ожидаемому результату, т. к. производятся серийно и разрабатываются командой инженеров предприятия, его разрабатывающего. На момент написания статьи на рынке присутствует только один комплект для переделки мотоблока в минитрактор полтавского производства.

Производитель довольно ответственно подошел к вопросу и продумал не только непосредственно переделку мотоблока в мини трактор, но и продумал установку наиболее популярного навесного оборудования, такого, как активная почвофреза, плуг, роторная ременная сенокосилка и лопата-отвал для чистки снега. В качестве базовой комплектации предлагается только комплект для переделки в мототрактор, наборы для установки дополнительного навесного оборудования предлагаются отдельно. В качестве тормозного механизма применяется жигулевский тормоз барабанного типа с гидравлическим приводом. Рулевая рейка так же заимствована от классики жигулей, таким образом с дальнейшим поиском запчастей проблем быть не должно. На практике комплекты для переделки оказались достаточно простыми в работе, оснащены грамотной инструкцией с иллюстрациями, так что вопросов даже при самостоятельной переделке быть не должно. Готовое же изделие радует продуманностью в деталях, легкостью в управлении. Не лишена недостатка мотоблочная коробка передач, вынужденная работать в составе минитрактора на базе мотоблока, однако производитель продумал этот момент и предусмотрена ручка разблокировки дифференциала возле руля, чтоб минимизировать неудобства при поворотах. Другими словами набор для переделки является, пожалуй лучшим решением для тех, кто уже купил мотоблок и более не имеет желания передвигаться за ним пешком. Посмотреть комплекты для переделки мотоблока в минитрактор и их варианты вы можете на нашем сайте в этой категории.

Минитрактор с мотоблока

Колея передних колес, мм 960 мм. 1 240 мм

Колея задних колес, мм 990 мм. 1 240 мм

Число и расположение цилиндров: 3, вертикальное

Колея колес, мм передних 1220 задних 1260

Размер шин передних 6.50-16 задних 9.50-24

Что бы выполнить переделку мотоблока в минитрактор вам понадобится такой комплект.

Можно приобрести готовые решения, смотрите полный каталог техники.

Мототрактор — это минитрактор на базе мотоблока. Мототракторы являются относительно новым явлением на рынке Украины.

Мототракторы можно разделить на 3 категории

  • Самодельные,переделанные с помощью заводских комплектов
  • Так называемых «КИТ»ов
  • Полностью заводские изделия

Остановимся на каждом из вариантов поподробней.

Заводской минитрактор из мотоблока

Далее перейдем к заводским мототракторам, спроектированным и произведенным непосредственно на заводе — изготовителе. Эти изделия обладают наиболее совершенной конструкцией по сравнению с мототракторами переделанными из мотоблоков, однако ранние модели мототракторов, представленные на рынке на момент написания статьи обладают в том числе и рядом недостатков. Основной из них — система гидравлического подъема, встроенная непосредственно в активную почвофрезу. Т.е. прицепное устройство для навесного оборудования находится на кожухе почвофрезы и для работы с ним надо предварительно снять ступицы с ножами с вала почвофрезы, что доставляет значительные неудобства. Кроме того сама почвофреза имеет особую конструкцию и стоит значительно дороже стандартной мотоблочной почвофрезы. Такой выбор обусловлен мотоблочным валом отбора мощности, интегрированным в коробку передач, инженеры нашли выход в шпоночном боковом ВОМе с цепным приводим, приводящем в действие почвофрезу.

READ  Как собрать фрезу на тяжелый мотоблок

Даже на ранних мототракторах используется усовершенствованная система привода момента к колесам с планетарной передачей. Т.е. Приводной мост похож на аналогичный на ВАЗ. В качестве тормозной системы применяется двойной тормозной механизм с двумя тоормозными кольцевыми муфтами.

Мототрактора отличаются устанавливаемыми на них двигателями. В основном предлагаются 10 (R190) и 12 (R195) сильные модели, оснащенные электростартерами. Более слабую модель двигателя мы бы не рекомендовали к покупке, в связи с тем, что по сравнению с мотоблоком нагрузка будет повышенной и десяти сильной модели будет хронически не хватать мощности.

Так же на выбор предлагается ручной, либо гидравлический подъем навесного оборудования. Здесь тоже следует остановить свой выбор на моделях с гидравликой, потому как модели без нее имеют массу недостатков и помимо буксирования прицепа реальной пользы от него не получить.

Заводы — производители устанавливают на минитрактора колеса различных размеров. Есть выбор для приводных колес: 5 на 12, 6 на 12 и самые большие 6 на 16 дюймов. Передние колеса бывают 4 на 8 и 4 на 12 дюймов. Я думаю, что не нужно объяснять, что максимальный размер колес будет предпочтительней, т. к. позволяет работать на более тяжелом грунте без пробуксовок и позволяют свободней передвигаться по пересеченной местности с большей скоростью. Максимальная скорость минитрактора на больших колесах вперед — 24 км/ч, назад — до 6 км/ч, что является неплохим результатом.

Отдельно стоит остановиться на модернизированных мототракторах заводского производства, которые поступят на рынок Украины и России начиная с января 2014 года. Модернизация, проведенная на производстве касается ключевых моментов, приближает минитрактор к полноценному трактору с очевидными преимуществами перед последним. Новые мототрактора оснащаются полноценным подъемным механизмом. Т.е. гидравликой поднимается непосредственно прицепное устройство аналогичное мотоблочному. Таким образом используется более доступная и привычная мотоблочная почвофреза шириной 100 см. А так же подходит вся мотоблочная навеска представленная сегодня в широком аввортименте на рынке. Основная выгода использования мотоблочной навески по сравнению с обычной тракторной кроется в ее доступности.

Как показывает практика, доступней и надежней всего получается минитрактор из мотоблока, относящегося к категории полупрофессиональных или профессиональных. В отличие от любительских они имеют большую мощность, а также ресурс использования. Например, хорошо зарекомендовал себя мотоблок Кентавр. Данный агрегат имеет дизельный мотор, мощностью в девять лошадиных сил, что обеспечивает возможность его использования в качестве основы для неплохого минитрактора. Впрочем выбор всегда зависит от конкретных целей, которые ставятся при создании подобной техники.

�� Переделка мотоблока в мототрактор ♻ Як переробити мотоблок на трактор @Магазин Агромеханика

Непосредственно процесс превращения мотоблока в небольшой мини-трактор занимает немного времени и в его осуществлении возникают чаще всего две трудности. Рассмотрим их подробней.

Во-первых, необходимо подготовить кузов для будущего минитрактора, в том числе и продумать схему его соединения с моторным блоком, который служит основным элементом будущего механизма. Как правило, для рамы и кузова используют металлические уголки или трубы, лучше профилированные. Кроме того, если мощность мотора мотоблока позволяет, то в качестве кузова можно использовать небольшой прицеп к автомобилю или мотоциклу. В таком случае требуется только придумать схему его соединения, кстати, некоторые модели имеют крепления для навесного оборудования, к которым отлично подходят фаркопы некоторых мотоциклетных прицепов.

Во-вторых, при создании минитрактора своими руками требуется разработка кинематической схемы: передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Желательно, обеспечить равномерно распределение нагрузки на ось, которая будет ведущей. На этот момент стоит обратить особое внимание, если планируется использовать данный минитрактор для перевозки груза, так как развесовка при таком применении играет решающую роль.

Когда данные вопросы решены, можно непосредственно приступать к сборке. Здесь наиболее важно правильно разместить все узлы и агрегаты. Отметим, что наиболее оптимальным вариантом является размещение тормозной системы на выходном валу, рычаг переключения передач желательно размещать на оси, а запуск мотора оставить заводской, единственное – можно доработать педаль с учетом конструктивных особенностей минитрактора.

После выполнения этих работ остается только сделать место для водителя, которое должно быть более-менее комфортным с учетом того, что минитрактор не имеет никаких средств амортизации. Не лишним будет оборудовать его и прицепным устройством для использования навесного оборудования, которое ранее использовал самостоятельно Кентавр МБ 2090Д, если за основу бралась данная модель, впрочем, в качестве навесного можно использовать практически любое соответствующее оборудование. Фактически этим и завершаются работы по превращению мотоблока в минитрактор, который позволит вести приусадебное хозяйство гораздо эффективней.