Содержание

Вырезание фигурок из дерева

Фигурная резьба по дереву по праву признана более трудной в данном виде искусства. Разные фигуры животных из дерева станут украшением для хоть какого участка. Потому сделать фигуры из дерева своими руками задачка не из обычных, но полностью выполнима. Ведь можно украсить собственный дачный участок персонажами из возлюбленных детских сказок и мультов. Для сотворения таких декоративных частей, потребуются различные инструменты для резьбы, не плохое воображение и непременно, усидчивость.

Инструменты и фурнитура.

Дерево – материал, просто поддающийся обработке, но все-же, для того, чтоб сделать статуэтки из дерева, лучше использовать особые инструменты, работать которыми будет проще.

вырезать, дерево

  • Резак. Ножик, имеющий укороченное и скошенное лезвие. Является главным инвентарем, потому что, употребляется для обработки, как больших, так и маленьких деталей, и для резьбы в недоступных местах.
  • Нож-косяк. Ножик, имеющий также куцее лезвие. Применяется он для сотворения орнамента.
  • Стамески. Нужны они для формировки ложбинок на будущем изделии. По собственной форме они могут быть: плоскими, полукруглыми, загнутыми.
  • Стамески-клепики. Имеют копьеобразное лезвие, и употребляются для сотворения маленьких деталей.

В особенности комфортны они для работы в недоступных местах.

Это главные инструменты, которые нужны на начальном шаге. Но кроме этого, нужны будут еще некие устройства:

  • дрель (по мере надобности, для сотворения сквозных отверстий),
  • шлифовальная машинка,
  • пила (для сотворения заготовок),
  • наждачка и рашпили (для обработки изделия на оканчивающем шаге).

Чтоб конечный итог вышел как можно лучше, и смотрелся представительно, нужно для работы нужно верно подобрать материал.

Для начала нужно обусловиться, какого размера будут будущие фигуры из дерева. Если планируется фигурку сделать маленького размера, то подходят сучки и некрупные бревна. А если же в планах статуя более масштабная, то собственный выбор лучше приостановить на больших мощных бревнах. Стоит направить внимание, чтоб заготовки не имели повреждений и сколов.

Мастера с опытом, рекомендуют для начинающих, использовать бруски прямоугольной формы, так как на их легче всего переносится изображение.

Касаемо выбора самого дерева, то более нередко употребляются последующие:

  • Липа. Просто поддается резке, а ее структура не имеет выраженного рисунка. Потому переносить будущее изображение на нее будет проще. Таковой материал изредка подвергается трещинкам.
  • Ольха. Имеет такие же положительные свойства. Работа с таким материалом не составляет особенных проблем.
  • Осина. Отлично подходит для больших скульптур, так как может подвергаться сколам. Не покрытая лаком осина, спустя время, приобретет серебристый колер. В работе также не вызывает затруднений, имея мягенькую структуру.
  • Береза. Более жесткий материал, и резать его уже труднее. Почаще употребляют для сотворения маленьких деталей. Имеет необыкновенный рельеф.
  • Орешек. Прекрасно подходит для случаев, когда идет речь о узкой резьбе. Он просто поддается обработке, не подвержен сколам. Нередко употребляют для сотворения декоративных частей.
  • Дуб. Почаще употребляют для скульптур огромных размеров, так как материал подвержен сколам, и резать его существенно сложнее.

Перед внедрением всякую избранную древесную породу, нужно отлично высушить. Чтоб, в предстоящем, уже на готовом изделии, она не давала трещинок. Сушат обычно в теплом месте, обернув заготовку полиэтиленом.

Как создаются резные скульптуры?

После приобретения нужного набор, и определившись, какую конкретно фигуру мы вырезаем из дерева, можно приступать к конкретной работе.

  • Создание наброска будущей статуи. С помощью карандаша, на листе бумаги рисуем набросок того персонажа, который будем потом вырезать, к примеру животного (см. фото). Лучше, если сделать несколько вариантов: вид впереди, сзади и с боковой стороны.
  • Дальше, эскизы переносим на заготовку. Чтоб контуры были отлично видны, обводить их лучше пару раз.
  • Избираем подходящий инструмент, зависимо от того, какие фигуры животных будут изготавливаться. Очень комфортно, если за ранее слепить набросок из пластилина будущей из дерева фигуры.
  • Обрезаем излишние части заготовки, которые больше не понадобятся для работы. Делать это удобней ножовкой либо топориком, придавая будущему животному, обобщенный геометрический вид. Срезы нужно делать по контуру, пока древесный брусок не воспримет подходящую форму.
  • Потом уже, начинаем вырезать маленькие детали. Для этого тоже лучше пользоваться подготовительным нанесением контура на брусок, чтоб избежать ошибок. Употребляют при всем этом, нож-косяк и стамески.
  • С помощью ножика для резьбы оформляем контуры каждой части будущей статуэтки. Чтоб удобнее было работать, вырезать начинают с углов бруска, производя разделение детали на восемь граней.
  • Срезая равномерно все более узкий слой дерева, заготовке придается нужная форма, с учетом рельефа будущей фигуры.
  • Очень кропотливо прорабатываются все углубления, используя копьеобразное лезвие, а все края формируются с помощью угловой стамески.
  • Когда в статуэтке запланированы сквозные отверстия, сделать их нужно с помощью узкого сверла, а потом обработать края резцами.
  • На места с гладкими поверхностями наносится циклический рельеф.

Когда же деревянная статуэтка готова, наступает очередь оканчивающего шага. С помощью наждачной бумаги, отшлифовываются все элементы фигуры, которые по задумке смотрятся полностью гладкими. А такие поверхности, которые имитируют мех либо чешую рыбы, также нужно обрабатывать абразивом, чтоб не было заусенцев. Но это очень пикантная работа, и делать ее необходимо максимально осторожно, чтоб не попортить всю текстуру.

После таковой обработки, изделие кропотливо протирается от пыли. А потом обрабатывается особым веществом, который сумеет защитить древесную породу от тления и вредных микробов.

После высыхания, изделие покрывается лаком, что защитит его от воды. И оно, в конце концов, приобретает законченный и симпатичный внешний облик.

Все вышеизложенные советы, посодействуют ответить на главные вопросы, как вырезать из дерева прекрасные изделия, и как сделать это более отменно. Но в любом случае, изготовка разных фигур просит опыта, только теории тут будет недостаточно. И начинать, естественно, необходимо с самого обычного. Перед работой изучить разные материалы и фото готовых изделий. И когда будут освоены главные приемы резьбы, сделать фигурку медведя либо слона для декорации сада, не составит уже особенного труда.

Как правильно читать схемы для интарсии?

В схемах для интарсии заложено много полезной инфы, умея читать которую вы значительно упростите процесс работы и повысите ее качество.

  • Каждый сектор мозаики нумеруется цифрами, что значительно упрощает сборку.
  • Стрелками указывается направление древесных волокон для каждого сектора.
  • Цвет контуров показывает на последовательность линий распила.
  • Маркировка –1/4» значит, что толщину обозначенного сектора необходимо уменьшить на четверть дюйма (6 мм).
  • Буквенной индексацией маркируется цвет древесной породы. Например, W (white shade) – означает, что необходимо использовать сектор светлых тонов, В (black shade) – темного тона, Y (yellow) – применение элемента с желтоватым цветом.

Какие пилки использовать для интарсии?

Для резки маленьких деталей, проектов с резкими поворотами, также для работы с мягенькой либо узкой древесной породой оптимальны лобзиковые пилки #3. Они обеспечат осторожный спил, с наименьшим объемом выпиленного материала, за счет чего маленькие элементы мозаики будут плотно подогнаны друг к другу.

READ  Кусторез STIHL fs 450 регулировка карбюратора

Для распила жестких видов древесной породы и работы с толстыми заготовками употребляют пилки #5 либо #7. Также они уместны при выпиливании внешних кромок, которые не будут установлены рядом с другими элементами.

Если вы желаете избежать сколов на тыльной стороне, используйте пилки с реверсным (оборотным) зубом. Лезвия с т.н. «пропущенным зубом», более отлично убирают стружку, препятствуя ее скоплению. С течением времени мастер обучается ощущать особенности каждой пилки и находит собственный лучший эталон.

Что такое интарсия?

В широком смысле под интарсией понимают разновидность декоративно-прикладного искусства, представляющего из себя технику инкрустации деревом по дереву. В более узеньком смысле интарсия – это большие мозаичные картины, создаваемые методом сборки разных видов древесной породы, игры с ее цветами и текстурными узорами. Об главных принципах этой техники и ее тонкостях побеседуем на примере проекта «Золотая рыбка».

Как перенести шаблон на дерево?

Существует несколько вариантов перенесения схемы для интарсии на деревянную заготовку:

  • с помощью копировальной бумаги;
  • с использованием аэрозольного клея;
  • наклеивание шаблона на двухсторонний скотч;
  • обводка вручную каждого вырезанного из бумаги элемента.

Методом проб различных подходов легко выбрать оптимальный для себя вариант переноса шаблона.

На какие нюансы важно обращать внимание?

В общих чертах интарсия выглядит довольно просто. Но чтобы ваши работы, выполненные в этой технике, превратились в настоящее произведение искусства, созданное своими руками, важно знать и руководствоваться определенными тонкостями:

  • всегда соблюдайте направление волокон, указанное в шаблоне;
  • используйте игру контрастов древесных оттенков и текстурных узоров. Если вы используете один цвет/вид древесины, работа получится монотонной и скучной. Интарсия должна включать разнообразие контрастных древесных оттенков, начиная от белых заканчивая темными;
  • достигайте глубины мозаики не только за счет стачивания угловатости каждого элемента, но и играясь с рельефом. Это делается путем занижения или поднятия некоторых сегментов, в зонах, где нужно визуально проработать объем;
  • не используйте слишком толстые заготовки, особенно для проектов с множеством деталей – это негативно скажется на качестве распилов и ухудшит внешний вид мозаики.

В чем заключается суть техники?

Создание мозаичной картины предполагает три базовых этапа:

  • Выпиливание мозаичных сегментов по заранее подготовленной схеме. В зависимости от сложности проекта, количества элементов и их размеров для этих целей может использоваться как станок, так и ручной лобзик.
  • Второй этап – шлифовка выпиленных сегментов и сглаживание их угловатости. Это делается для того, чтобы придать мозаике из дерева объем и глубину.
  • Финальным этапом является склейка всех кусочков в единую картину и ее фиксация на фанерной или картонной подложке, выполненной в форме конечного изделия.

Какие разновидности интарсии существуют?

Интарсия – это свободная техника, в которой нет жестких правил и канонов. Деревянную блочную мозаику можно разнообразить элементами из стекла, камня или пластика. Не стесняйтесь активно использовать морилки, лаки, масла и красители для отделки и раскрашивания проекта.

Вместо обычных элементов мозаики можно использовать сложносоставные детали, в которых один вид древесины аккуратно врезан в другой. Такие текстурные разрывы придают проекту дополнительную оригинальность и привлекательность. Фактуру каждого элемента мозаики можно прорабатывать отдельно, используя техники выжигания, резьбы или применяя бормашину.

Объемные животные и птицы

Вырезанным из дерева животным нужно учиться у мастеров, которые в буквальном смысле отточили свое искусство. Взять, к примеру, японского резчика Мори Коно. Сила мастерства этого специалиста в удивительной детализации фигур, скульптуры резных животных кажутся застывшим мгновением лесной жизни. Мастер представляет серию скульптур барсуков, енотов, медведей, сов, кроликов. Мори старается всегда изображать зверей в действии, и этим работа профи будет отличаться от трудов новичка.

Мори Коно. Еноты.

Тем отличается подход мастера к резьбе объемных фигур, что ему приходится буквально вникать в анатомию животного, изучать его повадки, присматриваться к мельчайшим деталям. Новички начинают со статичных фигур, профи же специализируются на динамичных скульптурах. Немаловажна и цель работы мастеров: их задача, помимо прочего, привлечь внимание к хрупким и уязвимым жителям леса, которые часто страдают от действий человека. Уникальные по своей точности резные скульптуры – это своеобразный призыв человека к экологической грамотности, философии разумного потребления и бережного отношения ко всему живому.

Как вырезать из дерева зверей и птиц: описание изготовления совы и кошки, советы профессионалов

В резьбе по дереву есть элемент чуда: превращение немого материала в нечто живое, осязаемое, узнаваемое. Резьба по дереву, животные и птицы в которой появляются часто, может стать тем ремеслом, которое гармонично сочетает технику и художественное начало, «интеллект рук» и эмоциональный посыл. О том, как делать объемных животных и птиц из дерева, о необходимых инструментах и материалах вы узнаете из нашей статьи.

Мастер-класс по вырезанию из дерева совы

Творчество начинается с подготовительного этапа. Первое, что нужно сделать, эскиз (картинку). Рисунок можно найти в интернете, в журналах, адаптировать с фотографии или просто придумать самому.

Далее вы подбираете основу, материал, из которого будет изготовлена совушка. Интересные работы можно получить из пня. Если вы решили поступить именно так, подготовьте рабочее место. Защитите газон и растущие рядом деревья на участке (если таковые есть).

  • Ошкурьте ствол, снимите кору и оцените качество дерева. В готовой скульптуре должно остаться только живое дерево, без подгнивших участков.
  • Настало время грубой обработки. На данном этапе мастер берет бензопилу и отваливает большие куски дерева.
  • Далее специалист начинает «прорисовывать» фигурку. Каждый мастер имеет свои секреты резьбы, например, некоторые умельцы обходятся практически только острой стамеской и ножом. Резьба древесины осуществляется по волокнам (на фасках). Это значит, что последующей обработки абразивными материалами не будет. Такой подход делает фигурки птиц и зверей в резьбе по дереву более реалистичными.
  • Если эскиз составлен вами в разных ракурсах и проекциях, работать будет легче. После того, как сова завершена, мельчайшие детали не оставлены без внимания, фигурку следует покрыть специальной лакокрасочной смесью. Птицу можно расписать красками (краскопультом или вручную).

Почему именно сидящая на пне сова? Потому что это законченная, лаконичная скульптура, которая не выглядит искусственной и приукрашенной. Возникает ощущение, будто птаха только присела отдохнуть и вот-вот взлетит на свою ночную охоту.

Популярные животные и птицы у резчиков по дереву

Объемная скульптурная резьба – один из самых сложных (если не самый сложный) видов резного творчества. Декоративная анималистика развивается уже очень давно, а сегодня она переживает даже некоторое возрождение. Если вы хотите научиться вырезать внимательных сов и неповоротливых мишек, умиротворенных уточек и пронырливых лисиц, обязательно понаблюдайте за естественным поведением животных в природе. Для этого можно просто смотреть передачи на каналах о животных. Так вы познакомитесь с пластикой зверей, их особенностями, и эти наблюдения помогут в творчестве.

Каждый автор наделяет медведя уникальным характером

Наверное, самой популярной фигурой мира животных у резчиков считается медведь. Герой русских сказок, могучий владыка леса будет украшением дачи, загородного дома, стен придорожного кафе. Из птиц резчиков более всего вдохновляет сова. Для загородного дома, для комнаты охотника такой вариант ожидаем, но все еще интересен.

Огромные орлы с внушительным размахом крыла, спокойные уточки, трудолюбивые бобры и любопытные барсуки – все эти герои могут украшать жилища и помещения, которые неразрывно связано с самим духом природы и леса. Резные совы могут украшать кресла и массивные стулья, фигура животного может стать частью мебели (как голова медведя, например, может венчать трон).

Необходимые инструменты и материалы

Каждый мастер собирает свой набор. Но есть набор-минимум, без которого к искусству объемной резьбы невозможно подойти практически.

  • резак – нож с коротким скошенным лезвием, инструмент является основным, так как он используется и в грубой обработке, и в формировании мелких деталей;
  • косяк – применяется для создания орнамента на плоскостях;
  • стамески – нужны для выборки материала, формирования углубленного рельефа;
  • клепики – стамески с копьеобразным лезвием;
  • пила – нужна для собственно выпиливания заготовок;
  • дрель – для сверления отверстий;
  • рашпили, шлифмашинка, набор буравов – все это нужно, чтобы фигурки животных соответствовали эскизу и получались максимально привлекательными.
READ  Какая ручная пила по дереву лучше

Подбор древесины можно назвать отдельным искусством. Например, колоды пригодятся мастеру для изготовления ростовых простых скульптур. Комли деревьев нужны для изготовления будущих зверушек. А если вы решили начать с формирования фигуры кошки, присмотритесь к разветвляющимся стволам.

Мастер-класс создания статуэтки кошки

Если вы только пробуете себя в резьбе и не готовы замахнуться на сложную фигуру, начните с изготовления деревянной статуэтки кошки. Даже первый опыт в резьбе будет удачным.

  • Нарисуйте эскиз – простое изображение кошки с выгнутой спинкой. Вырежьте рисунок по контуру (удобнее делать эскиз на картоне).
  • Эскиз нужно перенести на дерево, просто обводя кошку по контуру. Затем нужно выпилить животное по этому контуру ножовкой.
  • Стамеска и киянка помогут обрубить форму. Грубая обработка завершена!
  • Возьмите ножи и резаки – теперь только от ваших начальных умений и стараний зависит, насколько совершенной получится кошечка. В этом деле лучшим советчиком будет опыт, руки должны приобрести «тактильный профессионализм».
  • Наступает черед шлифовки. Зашлифованную фигуру нужно покрыть морилкой, цвет которой выбираете сами. После морилки фигурку нужно снова отшлифовать.
  • Наконец, кошечку можно покрыть несколькими слоями лака. Отдельно можно вырезать подставку для кошки, которая обрабатывается точно так же, как и сама объемная фигура. Соединить кошку с подставку можно с помощью клея Титан.

В данном случае фигурка простая, не требует дополнительного декора. Но ведь деревянную скульптуру можно расписать акрилом, украсить стразами и т.д.

Советы профессионалов

Объемная резьба – высший пилотаж резчика. Безусловно, мастер должен обладать неким художественным потенциалом, чутьем, вкусом. Но даже все это не даст плодов, если специалист не занимается техникой, не набирает опыта.

  • читайте специальную литературу, смотрите внимательно и с перемоткой мастер-классы в интернете;
  • вспомните, как работать с чертежными инструментами – школьный опыт будет полезным, а геометрическая резьба увеличит сферу применения ваших способностей;
  • правильно раскладывайте инструменты, имейте защитные чехлы для них и помните о технике безопасности;
  • позаботьтесь о грамотном рабочем освещении – лучше естественного света придумать нельзя, свет должен падать спереди и слева;
  • гуляйте по лесу – находите там интересно сплетенные корешки, сучки и ветки, они сами будут вам подсказывать идеи следующих работ;
  • самой ценной считается та деревянная скульптура, что не выполнена с нуля, а дополнена инструментом автора минимально.

Лучший ваш помощник – практический опыт. Начинайте с простейших анималистических фигур, не бойтесь ошибок и того, что за один день управиться будет сложно.

Как вырезать орла из дерева

Добрый день. Неважно с какой фигуры начать. Каждый начинает со своей. Как совет, посмотрите видео у нас на сайте http://www.derevorez.ru/video.html?catid=1 Там всё очень наглядно

К сожаленю про такую чудо машину не слышали))).

Вопрос не простой и однозначно в двух словах не ответишь.

Пожалуй выделю две основные составляющие, которые определяют успех в резьбе по дереву:

Острый инструмент (необходимо научиться правильно точить инструмент)

Чувство объёма. Это основной фактор. Если это чувство не заложено природой, его нужно развивать.

Берите простые формы и пробуйте их нарисовать в нескольких проекциях, затем пробуйте лепить. После можно брать деревянные заготовки и собственно резать. Практика, практика и ещё раз практика приведут рано или поздно все усилия к успеху.

В интернете сейчас много фото и видео пособий. Используйте их.

Мы очень рады, что материалы на сайте приносят пользу людям!

По первой части вопроса вы абсолютно правы: «Нужно научится сначала самой скульптуре, как минимум пройти курсы скульптурного мастерства, а также художественного». Мы настоятельно рекомендуем даже своим опытным резчикам прорисовывать скульптуру, вписывать форму в бревно на бумаге, в некоторых случаях приходится пролепливать уменьшенную форму. Как только в мозгах будет осознание того, что форма понятна, можно браться за инструмент и снимать объём. Некоторые мастера могут обойтись без «подготовки» и сразу взяться за работу. Тут как говорится всё индивидуально. Но практика показывает, что даже супер мастера, поленившись прорисовать, частенько лажают форму и выдают не совсем то, что требовалось.

Начинать же полюбому нужно с базы. Почувствовать форму, объём, пропорции. Как это придёт, уже неважно с каким материалом и какого размера вы будете работать.

По второй части вопроса могу сказать следующее. К сожалению у нас нет возможности обучать людей мастерству, нет никаких обучающих курсов. Мы сотрудничаем с людьми, у которых заложена база и есть опыт работы бензопилой. Только в этом случае сотрудничество получается плодотворным: мастер может заработать приличные деньги и для нас производство будет не убыточным.

Данил, какую. либо породу дерева я бы выделять не стал. Бензопила справится с любой древесиной. На дубе конечно цепи будут садиться быстрее, чем скажем на сосне и физические затраты при работе пилой будут более значительные, т.к. дуб. более плотное дерево.

По влажности ограничений нет. Бензопилой можно резать бревно любой влажности.

На выступлениях, различных шоу, выставках мы работаем только бензопилой. Собственно для этого нас и приглашают на такие мероприятия.

А у себя на базе, для изготовления проработанной скульптуры, бензопилой мы снимаем только основной объём. Проработку деталей делаем уже другими инструментами. Основные. это конечно стамески и киянка. Также используем электро-стамеску, болгарку, электропилу, дрель с насадками.

орел из дерева [часть 1] eagle made of wood

Антон Ваcильевич, вопросы безопасности зрителей целиком ложатся на организаторов. Обычно для подобных выступлений выделяется площадка, которая визуально ограждается сигнальной лентой или натянутой верёвкой. Этого вполне достаточно. Даже при больших (сотни человек) скоплениях людей, никто не пытается пройти на площадку. Парадокс: видимо человека притягивает и в то же время останавливает работающая бензопила. За детьми конечно же должны приглядывать родители.

На днях города или других городских праздниках организаторы нам дают регламент. Обычно мы пилим 3-4 часа. За это время можно выпилить несколько фигур и не сильно утомить зрителей. Иногда планируется перерыв.

Ценовой вопрос решается в каждом случае индивидуально. Здесь много составляющих, из которых складывается стоимость выступления. Звоните (желательно заранее, не менее чем за месяц), обсудим нюансы и договоримся.

Роман, если вы занимаетесь скульптурой, то должны чувствовать объём, прощитывать или прикидывать на глаз пропорции, не так ли? А бензопила это всего лишь инструмент, средство для достижения цели. Конечно и у меня и у других мастеров поначалу трудности определённые возникали при работе бензопилой. Но все они потихоньку отошли. Появился навык, опыт. Самое главное не нужно бояться снимать объём. Формула проста. Сначала нагрубо задаёшь форму, потом детали.

Мне кажется, что нужно не только учиться пилить бензопилой, но и ухаживать за ней. Бензопила. серьёзный агрегат и если за ней следить, вовремя менять расходники, чистить, смазывать ходовые части, правильно разводить смесь, следить за заточной и натяжкой цепи, она прослужит долго верой и правдой. А навык при работе с ней придёт

Моё предпочтение. пилы STIHL. Очень надёжные машины. Могу так же отметить Oleo-Mac. Желательно иметь несколько пил для разных целей (проще говоря мощную и лёгкую)

Стамески для резьбы по дереву своими руками

Из березовых и сосновых заготовок на токарном станке муж выточил несколько цилиндрических ручек (средний размер — длина 9 см, d 2 см), а некоторые просто обстругал ножом, придав прямоугольную форму. Режущие элементы изготовил из полотна ленточной пилы с помощью болгарки. Обработал кромки напильником. В торце каждой ручки просверлил отверстие нужного диаметра и глубины, заполнил их эпоксидным клеем и вставил металлические элементы. Заточил лезвие каждого инструмента на наждачном станке и довел его шкуркой мелкой зернистости.

READ  Какой аккумулятор лучше varta или Bosch

Заточка инструмента для работ по дереву – как правильно?

Затупившиеся резцы могут сделать всю работу по дереву опасной и неэффективной. Ведь истинная радость от неё бывает только тогда, когда инструменты в порядке. Поэтому их необходимо регулярно затачивать. В идеале у каждого мастера должна быть собственный точильный станок, причём желательно с функцией охлаждения. Также не лишней будет и самодельна бормашина, которой можно не только заточить инструмент но подтачивать дерево. придавая деталям большую точность (как ее сделать читайте здесь). Это позволяет избежать перегрева металла, в результате которого происходит потеря прочности и твёрдости металла.

Для заточки округлых и желобчатых резцов предусмотрены специальные приспособления. Резцы при заточке нужно поворачивать по отношению к точильному камню, обеспечивая равномерное прижатие инструмента. Выпуклые и вогнутые точильные камни предлагаются различной зернистости. Порой для поддержания работоспособности инструмента бывает достаточно и доводки на кожаном диске.

Освоив несложные элементы резьбы по дереву, можно смастерить и украсить ими необычный светильник для гаража, террасы или бани. А об изготовлении инструментов для такой работы расскажет наш постоянный автор Елена Балявина из г. Юрюзань.

Пример вырезания фигурки из дерева для новичков и ее отделка 3мя разными способами

Резьба по дереву — одно из древнейших ремёсел человечества, имеющее многовековую историю. И сегодня это искусство не теряет своей притягательности. Оно пробуждает фантазию, позволяет реализовать творческий потенциал, умиротворяет душу.

К тому же эта деятельность доступна каждому, кто овладеет основными навыками и захочет этому научиться. Но для такой работы одного интереса недостаточно — важно использовать хороший инструмент. Резцы и стамески должны быть из хорошей стали, правильно и остро заточенными.

В данной статье показано, как с помощью резьбы и окрашивания заготовку из древесины липы можно превратить в очаровательную фигурку. приведены основные моменты, касающиеся заточки инструмента.

Объёмная скульптурная резьба – один из сложных видов резьбы по дереву ,которая пожалуй даже сложнее чем самостоятельное плетение самодельных корзин. Раньше, в древности, приступая к резьбе по дереву, начинающий мастер, ученик-новичок, проходил обучение на картошке, вырезая из нее будущую фигурку или какой-либо узор, и лишь потом переходил к дереву.

В небольшой статье трудно передать все секреты мастерства резчика. Но основные моменты техники резьбы по дереву остаются неизменными.

В данном случае задача несложная даже начинающих — изготовление фигурки высотой около 15 см. Для работы потребуются прямые и желобчатые, а также У-образные резцы. Для выполнения черт лица и конечностей предлагается специальный маленький резец. Следует иметь в виду, что при изготовлении небольших фигурок часто приходится резать поперёк направления волокон древесины. Для этого просто необходимы осторожность и предусмотрительность при использовании инструмента и острые заточенные резцы.

В статье представлены три варианта отделки фигурки. Если вы хотите окрасить изделие или обработать морилкой, его сначала необходимо загрунтовать. Если предусматривается обработка воском, то грунтовка не требуется. Воск при этом рекомендуется накосить несколькими слоями. Грунтовка же с использованием столярного клея позволяет создавать особенно интересные цветовые нюансы и даже покрывать изделие позолотой. Обладающий высокой эластичностью клей предлагается и в гранулированном виде. Подготовить его к использованию нужно, замочив на сутки в воде и затем подвергнув нагреванию на водяной бане при температуре 60°С. Готовый состав наносят толстой кистью и оставляют на ночь для просушки.

Для окрашивания фигурок используют водорастворимые краски, которые смешивают с небольшим количеством коричневатой морилки, вследствие чего повышается яркость оттенков.

Правила работы таковы: сначала наносят светлые тона. Использование морилки также позволяет достичь хороших результатов. К тому же эта техника даёт возможность оставить видимой природную текстуру древесины.

Морилка продаётся в виде готового раствора или в порошке. Различных цветовых нюансов можно добиться путём добавления воды или морилки других оттенков. Работу также начинают с нанесения составов наиболее светлых тонов. Их, ещё во влажном состоянии, промокают тканью, что позволяет подчеркнуть игру теней. Окрашенные или обработанные морилкой изделия нужно затем покрыть воском, что надёжно защитит древесину от загрязнений и воздействия влаги.

Резьба по дереву своими руками – ход работы

Обрабатываемую фигуру необходимо закрепить на нужной высоте. Кроме того, должно быть правильно организовано освещение.

С помощью небольшого прямого резца формируют округлый плечевой пояс. При этом левой рукой направляют движение.

Прямой плоский резец проникает в углубление между рукавом и плечом и аккуратно отделяет стружку.

Драпировка на спине: левым указательным пальцем ограничивают движение, чтобы предотвратить соскальзывание резца.

Прямым резцом обрабатывают накидку на спине.

Скульптура «Орёл». «Артель братьев Спицыных»

При снятии длинной стружки нужно учитывать направление волокон древесины. Если работать инструментом против направления волокон, он будет быстро врезаться на слишком большую глубину.

Миниатюрные резцы удобны для работы резчиков-любителей, которые изготавливают в основном маленькие фигурки.

Маленьким плоским резцом вчерне удаляют излишек материала…

…затем маленьким полукруглым резцом вырезают каждый палец.

Руки формируют по тому же принципу. Следует избегать слишком сильного давления на выступающие части…

11при их вырезании. В некоторых случаях конечности фигурок даже лучше придерживать пальцами.

На голове каждый рез должен быть правильно сделан. Лучше начинать с волос, это позволит определить остальные пропорции.

Область лба обрабатывают маленьким резцом со слегка изогнутым лезвием.

Тем же резцом вырезают глазные впадины, брови и остальные детали лица.

Обеспечить более точное вырезание можно, придерживая голову одним или двумя пальцами: тогда руки работают уверенее.

С помощью маленького полукруглого или V-образного резца формируют пряди в волосах на голове и в бороде.

Используют тот же инструмент, работая над светильником: крестовину прорезают V-образным резцом, а полукруглым — зачищают.

Столярный клей на протяжении столетий используется для грунтования деревянных поверхностей.

Чайную ложку гранул клея разводят в 1/8 л воды. Этого количества материала достаточно, чтобы загрунтовать три фигурки.

На влагостойкой рабочей поверхности подбирают цветовой тон, смешивая водорастворимую краску (например, акварель) и морилку.

Ярко-красный и орехово-коричневый тона акварели смешивают, добавляют морилку – краска для лица готова.

Интересные оттенки возникают, если слегка протирать ещё влажные от краски поверхности.

С помощью жёсткой и тонкой кисточки рисуют радужную оболочку глаза – это коричневое кольцо на белом фоне.

Начинать окрашивание нужно со светлых тонов. Только белила потом можно использовать для контраста на тёмном фоне.

Фигурку обрабатывают морилкой орехового тона. Цветовые нюансы достигаются за счёт добавления воды.

Затем мягкой тканью морилку удаляют с поверхности так, чтобы она осталась лишь в углублениях.

27-28. Воск защищает дерево от воздействия влаги. Блеск обеспечивает полировка стальной путанкой. Ёмкость с водой шлифовального станка для работы с охлаждением предотвращает перегрев инструмента.

Кожаный диск для доводки при правке устраняет заусенцы и полирует острые как бритва резцы. Зачастую бывает достаточно такой полировки, и можно даже отказаться от заточки.

Полукруглый резец закрепляют в державке и, поворачивая в ней, равномерно прижимают к камню.