Содержание

Как окучивать мотоблоком и культиватором?

Разглядим в данной статье вопрос, как окучивать картофель мотоблоком и культиватором.

Если у вас есть мотоблок, то для того, чтоб им окучивать, для вас могут быть доступны однорядный или двухрядный плугообразные окучники, также дисковый окучник. С культиватором, как правило, используют только однорядный плугообразный окучник.

Как окучивать дисковым окучником

При работе с дисковым окучником мотоблок будет двигаться также, как и в случае с двухрядным окучником, над одним рядом картофеля. Именно этот ряд и будет окучиваться, остальные в этот момент затрагиваться не будут. Таким образом, окучивать дисковым мотоблоком по времени получается дольше, чем двухрядным плугообразным окучником, так как приходится прогонять мотоблок над каждым рядом, а не как с двухрядным — через один. Однако качество окучивания дисковым окучником по общему признанию считается более высоким, чем плугообразным.

Дисковый окучник

Как окучивать однорядным плугообразным окучником

Для работы с однорядным окучником желательно, чтобы у вас были грунтозацепы, у которых при установке их на мотоблок или культиватор расстояние между их внешними краями было как можно меньше. Это связано с тем, что при окучивании картофеля мотокультиватором или мотоблоком с однорядным окучником, оба грунтозацепа будут проходить по одному междурядью. Поэтому, если указанное расстояние будет слишком большим, то придется и ряды картофеля садить так, чтоб эти грунтозацепы могли между ними проехать, что приведет к уменьшению количества рядов на участке. Кроме того, придется окучивать достаточно широким окучником. Таким образом, исходя из вышесказанного, выходит, что ряды картофеля нужно садить на таком расстоянии, чтобы мотоблок или мотокультиватор мог проехать между ними на имеющихся у вас грунтозацепах.

Однорядный окучник

Итак, установив грунтозацепы и окучник, как и при использовании друхрядного окучника, точно также погружаем его в землю на требуемую глубину и настраиваем таким образом, чтобы его ось была перпендикулярна поверхности земли. Ну и далее начинаем окучивать, прогоняя мотоблок или культиватор по междурядьям.

Работа с однорядным окучником

Как окучивать двухрядным плугообразным окучником

При использовании двухрядного окучника вам потребуется посадить грунтозацепы мотоблока на удлинители. Кроме этого, желательно использовать специальные грунтозацепы для окучивания, которые гораздо больше по диаметру по сравнению с теми, которые идут для плужной вспашки. Большой диаметр таких грунтозацепов необходим из-за того, что при работе с двухрядным окучником под мотоблоком оказывается один ряд кустов картофеля. Если грунтозацепы будут недостаточно большими по диаметру, корпус мотоблока, когда вы будете окучивать, будет заминать эти кусты.

Двухрядный окучник

Итак, установив необходимые грунтозацепы на мотоблок, делаем настройку окучника на мотоблоке по ширине, чтобы каждый из двух окучников попадал примерно посередине картофельного междурядья. Затем заглубляем их на необходимое количество сантиметров и делаем настройку окучника для данной глубины так, чтобы его ось была перпендикулярна поверхности земли. Это позволит окучивать так, чтобы кусты наилучшим образом были присыпаны землей.

Работа с двухрядным плугообразным окучником

Всё, теперь можно окучивать, проходя ряд за рядом. При этом за один проход у вас будут создаваться борозды по обе стороны ряда, который находится под мотоблоком, и с одной стороны у рядов, которые являются для указанного ряда соседними. Соответственно после одного прохода следующий проход следует делать так, чтобы мотоблок двигался над рядом, который будет находиться через один ряд от того, над которым двигался мотоблок в предыдущем проходе.

Как настроить дисковый окучник на мотоблоке

Настроить дисковый окучник несложно. Нужно развести нижние точки дисков на 40-70 см (индивидуальный параметр, зависящий от ширины междурядья, а также от вида окучиваемой культуры — ведь окучивать можно не только картофель). Затем выставляем требуемый угол атаки — также здесь все индивидуально и подбирается опытным путем, чтобы окучнику не оказывалось излишнего сопротивления на конкретном грунте, а также, чтобы картофель хорошо присыпался землей. Главное, чтобы настройка была симметрична для обоих дисков и не приводила к уклонению окучника в сторону во время движения мотоблока.

Работа с дисковым окучником

Таковы основные моменты, которые нужно знать, чтобы правильно окучивать мотоблоком или культиватором. Надеемся, что статья оказалась для вас полезной.

Пропеллерные (роторные)

Улучшенный вариант дискового. Подойдет для мотоблоков большей мощности. Окучивание мотоблоком с таким орудием позволяет одновременно рыхлить грунт и истреблять сорняки.

Настройка

Настройка окучника на мотоблок, как и все особенности работы этого устройства, подробно описана в любом пособии для дачников, и освоить их не составляет труда даже новичку. Однако всегда есть нюансы, которые на бумаге не предусмотреть. Прежде всего, индивидуальная настройка необходима потому, что в каждом отдельном случае имеет место свой объем факторов, характеристики грунта, погода, конструкция и качество заточки рабочих частей устройства и так далее.

Не последнюю роль играют и технические характеристики самого агрегата. Поэтому перед первым выездом на грядки имеет смысл опробовать приспособление на целине с теми же особенностями грунта. Делая такие пробные проходы, есть возможность ощутить особенности «поведения» техники, отработать угол наклона, настроить глубину, скорость движения.

READ  Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам

отрегулировать, окучник, мотоблоке

Используйте специальные насадки на мотоблок для окучивания картофеля

Окучник для мотоблока своими руками

Изготовить самодельный окучиватель для мотоблока не так уж сложно. Он будет состоять из таких основных узлов, как 2 диска, 2 стойки, 2 винтовых регулировочных тарлепа, Т-подобная штанга для крепления конструкции.

Перед началом работы подготовьте необходимые заготовки:

  • металлические листы для изготовления дисков (или уже готовые диски);
  • квадратный металлопрофиль для изготовления штанги;
  • детали для изготовления тарлеп регулировки.

На фото ниже показано, как именно с помощью тарлеп будет выполнятся регулировка вертикальных осей окучника. Буквой «Б» обозначены винты регулировки, буквой «С» − стойки:

При наличии необходимых заготовок изготовление окучника следует производить по чертежам, приведенным ниже. Не забывайте придерживаться указанных размеров для получения качественного изделия.

Присоединятся к мотоблоку окучник будет кронштейном, поводок в свою очередь крепится к кронштейну болтами со стопором.

Предлагаем также ознакомиться с видео, где рассказано о тонкостях изготовления самодельного окучника для мотоблока:

Подобный окучник будет совместим с такими моделями мотоблоков, как Нева МБ-1, МБ-2, Агро, МТЗ и т. д.

Листерный

Это наиболее простая конструкция, не предусматривающая регулировки окучника на мотоблоке. Ширина борозды у него фиксированная. Устройство состоит из двух крыльев, соединенных под углом и чуть раздвинутых. Обычно готовые приспособления этого типа имеют ширину захвата 25-30 см, из-за чего пользуются не самой высокой популярностью среди пользователей. Чаще владельцы земельных участков, избирающие эту конструкцию, делают ее самостоятельно, но с учетом особенностей технологии выращивания картофеля, требующей давать на междурядья расстояние в 50-60 см.

Рабочая часть приспособления крепится на тонких стойках, благодаря чему уменьшается нагрузка на агрегат при погружении в грунт. Кроме того, нередко устройство собирается из клиньев, имеющих не прямую, а вогнутую форму — это предотвращает чрезмерное выворачивание и высыхание земли.

Как установить окучник на мотоблок?

Установка и настройка окучника для картофеля к мотоблоку не очень сложная процедура. При помощи болтов и шайб он присоединяется к сцепке. При работе простым окучником нужно настроить его угол работы и глубину погружения в грунт. Глубина вспашки у окучника меньше, чем у плуга, поэтому для настройки не понадобится ставить мотоблок на возвышенность. Просто отрегулируйте стойку окучника вертикально. Необходимый угол атаки определяется тем, насколько глубоко входит окучник в землю в рабочем положении. Эта глубина должна составлять около 15 см.

Если в процессе работы Вы заметили, что окучник сильно зарывается в землю – отклоните стойку вперед. В противном случае, если окучник углубляется недостаточно, стойку наоборот отклоняют назад.

Настройка и установка дискового окучника немного сложнее. Сначала нужно выставить расстояние между нижними точками дисков окучника. Оно составит 40-70 см, зависимо от предстоящих работ. Далее выставляется угол наклона дисков относительно горизонтальной оси.

Окучник с регулируемой шириной захвата

С виду напоминает тот же листерный окучник. Но это оборудование с возможностью регулировать ширину крыльев, что расширяет его рабочие возможности.

Как правильно настроить окучник на мотоблоке

Окучники являются устройствами, которые используются для нарезки борозд, чтобы была возможна посадка сельскохозяйственных культур. С помощью данных устройств можно подрыхлить почву. Как правильно настроить окучник на мотоблоке Вы можете узнать ниже. Наглядный пример данных действий можно увидеть на YouTube-канале компании АгроМотоЦентр, где публикуются обзоры на сельскохозяйственную технику, а также даются советы о том, как правильно её использовать. Чтобы ознакомиться с видео, переходите по ссылке.

РЕГУЛИРОВКА ОКУЧНИКА ДЛЯ НАРЕЗКИ И ОКУЧИВАНИЯ БОРОЗД /Самодельный минитрактор из мотоблока.

Настройка и эксплуатация окучника

Сначала окучник необходимо агрегатировать с самим мотоблоком, затем необходимо настроить расстояние между корпусами окучника и их шириной. Оно может регулироваться с помощью разведения и сужения крыльев. Ширину захвата контролируют за счёт ослабления болтов и перестановки корпуса окучников. После того, как они установлены на нужном расстоянии, необходимо надежно закрепить их.Важно помнить, что после осуществления настройки корпуса должны располагаться на симметричном расстоянии от оси. Иначе мотоблок будет уходить в сторону, что указывает на невозможность продолжения работы.Перед использованием нужно присоединить окучник к мотоблоку. Для этого понадобится сцепка. После следует отрегулировать угол наклона и расстояние между дисками (при использовании дискового окучника), чтобы получить борозду нужной высоты. Для этого применяются специальные болты в соответствии с инструкцией производителей. Углубление дисков в землю осуществляется после того, как Вы нажмете на ручку мотоблока в процессе его движения.При возникновении необходимости можно отрегулировать угол наклона и дисков, а также расстояние между ними при проведении работ.

Правильное использование окучника

Чтобы соединить окучник с мотоблоком, используется специальная сцепка. После сцепления применяются специальные болты, с помощью которых регулируется глубина обработки и ширина окучника. При этом необходимо принимать во внимание особенности почвы, которая будет обрабатываться. Глубину окучивания можно изменять за счёт изменения угла наклона корпуса. При необходимости угол наклона можно отрегулировать во время проведения работ. Советуем использовать с окучниками колёса с грунтозацепами, которые придают дополнительную проходимость агрегату.

Чтобы правильно использовать данное устройство, необходимо знать, как настроить окучник на мотоблоке. Данные выше рекомендации помогут Вам сделать это!

Установка плуга

Благодаря сцепкам (креплениям) плуг монтируется к мотоблоку. Эту работу лучше производить с помощником, так как она потребует некоторых усилий и навыков. Сначала сцепку монтируют на мотоблок, затем соединяют с креплением плуга стальными штырями. Соединение не должно быть установлено наглухо, необходимо легкое движение по горизонтали, иначе при обработке грунта, мотоблок будет «заносить» в стороны из-за неровности почвы.

READ  Как установить зажигание на мотоблоке Каскад

После основного монтажа, плуг необходимо отрегулировать. С регулировкой придется повозиться – от нее зависит качество вспахивания. С помощью креплений плуг наклоняют так, чтобы его «пятка» была направлена горизонтально земле. Отрегулированный мотоблок ставят на поверхность земли и проверяют руль управления – он должен находиться в районе пояса пахаря.

Осталось проверить, готов ли агрегат к земельным работам. Необходимо сделать несколько пробных борозд с замером глубины, проверить качество отвала почвы. Обращают внимание на полосу между бороздами – она не должна быть слишком широкой (не более 10 см) или пересеченной плугом.

Как настроить?

Легкие

Подобную мини-технику часто называют мотокультиватором. Мощностью он не превышает 4-х с половиной лошадиных сил, поэтому и стоит дешевле средних и крупных агрегатов. К плюсам можно отнести легкий вес моноблока и доступность обработки неудобных участков за счет небольшого захвата фрезы.

Минусом является быстрый перегрев маломощного мотора, а значит, работать такой техникой придется непродолжительное время. К тому же, глубина вскапываемого грунта меньше, чем у тяжелого мотоблока. Помимо этого, у легкой техники отсутствуют крепления для дополнительного оборудования.

Установка колес

Перед началом дачного сезона понадобится настройка мотоблока для пахоты. Прежде чем заниматься плугом, резиновые колеса надоо заменить на металлические грунтозацепные. Это необходимо сделать, чтобы агрегат не буксовал во время земельных работ. К выбору колес следует отнестись серьезно, иначе вспахать уплотненную после зимы землю не получится.

Во-первых, их диаметр должен быть не менее 55 см, во-вторых, ширина колеса подбирается в пределах 20 см, в противном случае при слишком узких колесах мотоблок потеряет устойчивость, и его будет качать в разные стороны. Если диаметр слишком мал, редуктор зацепит грунт и может прийти в негодность, а он, как известно, является «сердцем» мотоблока.

Для колес подойдет монолитный обод, чтобы земля не забивалась в грунтозацепах. Работу с колесами производят, поставив мотоблок на специальные подставки. Высота возвышенности напрямую зависит от глубины будущего вспахивания: для работы с обычным грунтом – 20 см, с мерзлым – 25 см.

Однорядный окучник из двухрядного для мотоблока Нева МБ-2. Делаем адаптор.

Как правильно пахать плугом на мотоблоке?

Мотоблок – универсальный агрегат для сельскохозяйственных работ на приусадебном или дачном участке. С его помощью можно вспахивать землю, сажать и убирать урожай. Приобретение такого оборудования значительно облегчит аграрные работы.

С помощью мотоблоков можно выполнять разные виды сельскохозяйственных работ. В зависимости от величины обрабатываемого участка и востребованности оборудования в разных сферах деятельности, технику приобретают легкого, среднего и тяжелого класса.

Тяжелые

Этим оборудованием можно вспахать огромные территории, значительно превышающие площадь в полгектара. Мощность двигателя – 12-30 лошадиных сил, К тяжелому мотоблоку можно крепить плуг, прицеп, окучник, картофелекопатель и другое оборудование. С такой техникой работать легче и в разы быстрее, чем с легкой и средней. На ней регулируется руль, колеса.

К недостаткам относится тяжелый вес модели, отсутствие доступа к нестандартным участкам поверхности. К тому же, поворачивать такую технику приходится с усилием. Что касается видов плуга к мотоблоку, то они бывают оборотными с двумя корпусами, которые вспахивают почву с помощью отвала, или роторные, распахивающие грунт благодаря вращающимся дискам.

Средние

Эта техника имеет задний привод. Мощность мотора – 5-12 лошадиных сил. Устройство способно обработать участок в полгектара. Мотоблок весит от 50 до 70 килограмм, его На большинство мотоблоков этой категории можно крепить плуг и другое оборудование.

Такая техника имеет 2 передачи, оснащена передней фарой. По сравнению с тяжелым мотоблоком средний – более маневренный, но глубина вспахивания им земли не превышает 12 см. А это для посадки некоторых растений неприемлемо

Запуск мотоблока

Каждый раз перед запуском двигателя проверяется уровень масла и количество топлива – недостаток того и другого может вывести мотор из строя. Дизельный двигатель заправляется сезонной соляркой (для теплого или холодного времени года). Перед запуском следует проверить работу сцепления, руля. Движения в системах происходят с определенным усилием.

Чтобы завести двигатель, нужно электростартером освободить трубки от воздуха, которые впоследствии заполнит солярка. Во время запуска ручным способом необходимо дать доступ топливу, произвести газ и некоторое количество качаний стартером. Происходит возврат декомпрессора к изначальному состоянию, и мотор заводится.

Для двухтактных моторов используют бензин (пропорции разбавления маслом указаны в инструкции). Чтобы завести мотоблок, следует открыть бензобак, направить ручку на «запуск», несколько раз подвигать стартером, не включая зажигания. И только затем включить зажигание, чтобы запустить двигатель. Дальше ручка должна находиться на отметке «Работа».

При наличии электрического стартера достаточно просто включить зажигание и запустить двигатель.

Особенности регулировки плуга на мотоблоке

Каждый хозяин огорода, садового участка, небольшого фермерского хозяйства понимает, каково это – ручным способом распахивать грядки и выдергивать сорные растения. Чтобы упростить вспашку, применяют плуг. Однако использовать трактор либо животную тягу для маленького земельного участка – занятие недешевое и глупое. Для таких задач применяют мототехнику МБ 90, «Ока», Brado Garden, «Нева». Другими словами – это мотор на колесах, на который монтируется разнообразное навесное оснащение: от прицепов до плугов. Наша статья посвящена особенностям регулировки плуга на мотоблоке.

Угол атаки

Для того, кто уже владеет практическим навыком перепахивания почвы мототехникой, пояснять, что и как выполнять на этой стадии нет необходимости. Далее даны сведения в ознакомительных целях тому, кто сталкивается с этим делом в первый раз. Наклон угла атаки либо, как его еще именуют, наклон угла полевой доски – это наклон, который показывает высоту плоскости распахивания по отношению к ровной плоскости. Настройка осуществляется при помощи винтовой ручки.

  • поставьте агрегат с плугом на опоры, о которых уже говорилось ранее;
  • выверните рукоятку настройки до предела таким образом, чтобы полевая доска полностью улеглась на почву, без щелей;
  • начните вращать рукоятку в противоположном направлении до тех пор, пока задняя часть доски не поднимется над грунтом на 2-3 см.
READ  Как сделать мотоблок 4 на 4

Если совершить просчет, то появятся следующие неприятные последствия:

  • при большом угле полевой доски плуг станет якорем – агрегат начнет регулярно пробуксовывать и с натугой двигаться вперед;
  • при маленьком угле – не станет сниматься необходимый пласт грунта.
  • проконтролировать, все ли правильно, можно только стадии вспашки – агрегат не должен сопротивляться либо двигаться чрезмерно свободно.

Регулирование на тяжелых агрегатах

Выше описывалась технология регулировки легкой мототехники, которая в основном и применяется на дачных участках. Но существуют и тяжелые модификации. Основное их различие в том, что тяжелые в несколько раз мощнее и массивные остальных моделей. Кроме того, они оснащаются дизельными моторами. Подобный выбор объясняется тем, что при равном количестве оборотов, дизельный мотор обладает большим вращательным моментом, чем карбюраторный. Монтаж и корректировка плуга на этот вид техники нисколько не различаются с представленными выше. Единственное, что нужно обозначить – регулировку желательно выполнять 2-м рабочим в силу того, что масса тяжелых агрегатов иногда превышает 200 килограммов.

Установка

Теперь козелки можно удалить и приступить к агрегатированию плуга. Оно состоит в монтаже на плуг сцепного механизма, который называется сцепкой. Сцепной механизм – это то, посредством чего плуг фиксируется к тягово-сцепному устройству (ТСУ, фаркопу) агрегата. Он может быть 2-х типов: универсальный и стационарный. Одна сцепка делает возможным использование разнообразных предметов (борон, копалок, плугов и т. д.), а другая нужна для сопряжения адаптера и приспособления.

Чтобы монтаж орудия для вспашки земли был комфортнее, установите мототехнику на подпорки, функцию которых могут исполнять камни, кирпичи либо доски. Фиксация плуга очень проста – сцепка для агрегата имеет собственное место на тягово-сцепном устройстве и закрепляется единственным шкворнем. Многие люди считают, что, накрепко зафиксировав плуг на агрегат, дело пойдет проще и скорее. На практике все как раз совершенно противоположно. Потому что в процессе распахивания, на орудие воздействуют силы, сконцентрированные вертикально полотну отвала, идет противодействие, которое так и старается утащить весь мотоблок вбок.

При «мертвой» фиксации работнику необходимо прилагать силы, в прямом смысле слова задавливая агрегат в почву, – это одна из самых распространенных ошибок. Следовательно, требуется оставить зазор в горизонтальной плоскости приблизительно на 5 градусов.

Разновидности

Для того чтобы правильно подобрать плуг для мототехники подходящей конструкции, необходимо узнать, какие виды подобных устройств, вообще, существуют. В зависимости от направления сельскохозяйственных работ практикуются:

  • однокорпусные,
  • 2-х корпусные;
  • поворотные;
  • роторные;
  • отвальные;
  • безотвальные приспособления.

Можно своими силами сделать многофункциональный плуг к мотоблоку, который подойдет для многих видов грунтов. Самым удачным решением для распахивания дачного участка и для применения людьми, не владеющими надлежащими навыками, является облегченное однокорпусное устройство.

Как правильно отрегулировать?

Глубина пахоты – это дистанция, на которую плуг погружается в почву в процессе работы. Настроить ее необходимо настолько, насколько берет штык лопаты. В ином случае могут возникнуть следующие проблемы.

  • При недостаточной глубине немалая доля корешков сорных растений останется под грунтом, что потребует новых сил для их устранения.
  • Если глубина окажется больше, чем требуется, плодородный пласт грунта смешается с тем, что располагается под ним, и растительность не будет иметь полноценного питания. В связи с этим нужно держаться золотой середины.

Необходимая глубина регулируется посредством болтов, которые сопрягают друг с другом замок и несущую часть плуга. Следовательно, при перемещении плуга вверх-вниз, происходит эта отладка. Осмотрите конструкцию своего плуга: если в ней присутствует лишь одна болтовая связка и, следовательно, единственное отверстие, регулирование на этой модификации неосуществимо.

Подготовка к использованию мотоблока

Распахивание грунта начинается с подготовки мотоблока. Давайте выясним, каким образом это осуществить.

  • Перед вспахиванием мототехнику надо раскомплектовать. К рабочему месту мотоблок необходимо переправить без тележек и другого навесного снаряжения. Как правило, транспортировка агрегата к пункту назначения производится посредством автотранспорта. Если же земельные угодья, которые вы намереваетесь обработать, расположены вблизи вашего дома, монтирование мотоблока необходимо выполнить на ровной плоскости в любом подходящем месте.
  • Съем транспортных колес. После того как мотоблок был доставлен на участок, который необходимо вспахать, требуется демонтировать транспортные колеса, чтобы поменять их на специализированные грунтозацепы (железные колеса). Для облегчения данной работы, под расположенную на задней части агрегата сцепку можно поставить козелки. Грунтозацепы необходимы для более основательного сцепления с почвой. Они являются незаменимым снаряжением для пахоты, высадки свеклы, морковки, картошки.
  • Ротация ступиц. На следующей стадии подготовки агрегата перед вспахиванием необходимо поменять ступицы, на которых стояли транспортные колеса, на более длинные. Это необходимо для увеличения дистанции между грунтозацепами. Подобное решение существенно улучшит устойчивость агрегата в процессе эксплуатации.
  • Монтаж грунтозацепов. Переходим к монтированию железных колес. Принципиально, чтобы данные элементы были верно смонтированы. Правильность установки определяется по направленности рисунка протектора. Суживание рисунка показывает направление движения вперед.