Содержание

Причины подтекания масла из сапуна

Единственная причина утечки масла из картеров – засоренный дыхательный клапан. Его нужно очищать после каждой долговременной поездки либо же при текущем техосмотре. После устранения засора и проверки состояния крышки сапуна нужно проехать до 20 км и повторить проверку. Если неисправность не устранена, пора заменить сам клапан. Для этой процедуры обратитесь в авторизованный сервис техобслуживания.

Сапун в двигателе

Дыхательный клапан исключает протечку масла из картера. Сапун выпускает воздух и газы, которые образуют цилиндры головного блока. Происходит это благодаря поступлению воздуха из атмосферы после остановки и выключения зажигания водителем. Также сапун исключает попадание грязищи вовнутрь мотора, из-за чего они получили обширное применение на джипах.

Подобно другим механизмам, сапуны склонны забиваться и копить грязюка, также выходить со строя. Временами устройства необходимо инспектировать и принимать конструктивные меры по своевременной замене. Эксплуатация повреждённых либо забитых сапунов мотора приводит к ухудшению эффективности работы и перевесу давлений во внутренней плоскости. Масло из картера только этого и ждёт, подготавливая собственный побег. А этого допускать нельзя категорически.

Где находится сапун на двигателе

Сапун на движке (дыхательный клапан) — устройство для уравнивания давления в закрытой емкости относительно атмосферного давления. Другими словами, клапан-сапун позволяет закрытой емкости сообщаться с атмосферой. В движках внутреннего сгорания сапун уравнивает давление снутри картера ДВС.

В процессе использования ТС и работы агрегата давление в картере может расти, в итоге чего через сапун выходят картерные газы, выдавливается избыточное моторное масло и т.п. Если же давление в картере мотора оказывается ниже атмосферного, тогда через сапун в картер попадает внешний воздух, средством чего устраняется разница меж наружным атмосферным и внутренним давлением в полости картера.

Для чего нужна чистка клапана?

Наружные условия, создаваемые при работе клапана-сапуна, нередко приводят к тому, что в нём скапливаются пыль и грязюка, которые препятствуют его нормальному функционированию. Из-за этого появляется лишнее либо, напротив, недостающее давление, приводящее к течи масла. Если появляются ситуации, когда через агрегат кидает масло, сначала следует проверить, не забился ли он. Чтоб масло не выбрасывало, необходимо снять клапан для очистки либо замены. Поменять сапун на новый следует в тех случаях, когда он очень загрязнён, а перед установкой нового агрегата рекомендуется кропотливо очистить и место его установки, что дозволит избежать скорого загрязнения вновь.

Сапуны других принципиальных узлов автомобиля тоже подлежат своевременной очистке для профилактики дефектов авто. Принципиально Сапун – принципиальный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется вовремя его чистить либо поменять. Неисправный клапан может привести к разным нарушениям: риск течи КПП; резвый износ синхронизаторов и почти все другое. Постоянная очистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных параметров, и поэтому навечно продлит срок эксплуатации стального жеребца.

Сапун – слово, которое изредка упоминается в дискуссиях про авто. А меж тем, устройство с таким заглавием делает очень важную, хотя и неприметную, функцию.

Сапун – это клапан, использующийся для выравнивания давления снутри корпуса какого-нибудь агрегата. При работе многих устройств, к примеру, коробки, снутри появляется лишнее давление воздуха. Происходит это из-за термического расширения как самой атмосферы в агрегате, так и эксплуатационной жидкости (почаще масла), наполняющей его. Если дополнительному объему будет некуда выходить «официально», он начнет выдавливать сальники либо просто порвет корпус. Чтоб этого не вышло, применяется сапун.

В простом случае, он представляет собой короткую металлическую трубку, на конце которой одет подвижной колпачок. Когда объем воздуха снутри агрегата увеличивается, он стравливается через зазоры меж колпачком и трубкой. Из-за этого, давление в корпусе всегда равно атмосферному, что исключает выход масла через сальники и остальные противные ситуации.

Описанную выше конструкцию сапуна могут с легкостью узреть обладатели ВАЗовской «классики». На всех «ВАЗ» таким сапуном оборудован задний мост. Трубка с колпачком находится в высшей части прилива под редуктор. При этом временами хорошо вручную проворачивать колпачок, чтоб исключить его блокировку забивающейся грязюкой.

Слово сапун, хоть и редко звучит в дискуссиях про авто, но упоминается в главном в связи с движком. В этом контексте оно значит вентиляционную систему картера, в которую входят шланг из картера мотора, пламегаситель, маслоотделитель и крепежные хомуты. Эта конструкция существенно труднее трубочки с колпачком, но практически делает ту же самую функцию – сглаживает давление снутри масляного поддона с атмосферным.

Сапун мотора

В норме через сапун мотора должен выходить еле приметный масляный туман. Чтоб не засорять им окружающую среду, конструкторы уже более полвека вспять выдумали направлять шланг сапуна во впускной коллектор. Там выбросы из картера смешиваются со свежайшей порцией воздушно-топливной консистенции и, будучи горючими, сгорают в цилиндрах мотора.

С развитием автопрома, все пореже можно созидать на дорогах «Жигули» с торчащим под капотом шлангом, из которого идет дым. Этот шланг – и есть сапун мотора. На «убитых» моторах с изношенными поршневыми кольцами и низкой компрессией, в масляный поддон прорывается огромное количество газов, в итоге чего создается завышенное давление. Из-за этого через шланг сапуна идет уже не масляный туман, а, «чистое» моторное масло. Попав во впускной коллектор, оно способно так поменять состав топливной консистенции, что движок заглохнет. Вывод шланга под машину является мерой «оттяжки» полгого ремонта мотора и неслабым источником загрязнения атмосферы.

Сапуны хоть какой конструкции требуют повторяющегося внимания. Их внешнюю часть нужно чистить, инспектировать подвижность «колпачка», а, в случае с системой вентиляции картера мотора, беречь от лишних масляных отложений снутри. Вполне исправные сапуны навечно продлят ресурс агрегатов, которые они защищают, и освободят от излишних заморочек обладателя автомобиля.

Дыхательный клапан, либо сапун, предназначен для общения авто с атмосферой. Его задачка – пускать газы и уравнивать давление во внутренней и внешней плоскостях. Когда механизмы авто не работают, конкретно он позволяет просачиваться воздуху в салон. И эти функции он делает невзирая на местопребывание – на одном из мостов, моторе либо коробке. Но он выручает надлежащие механизмы от дефектов.

Мостовой сапун

Он отвечает за взаимодействие мостов осей с маслом снутри и наружной среды. Мост очень надёжно защищён от загрязнений, а автомобиль не пострадает из-за разрыва моста вследствие увеличения давления масла в нем.

Большего внимания просит сапун на заднем мосту, который находится справа в высшей части. Из-за него может быть подтекание масла. А это очень ненужный побочный эффект.

Предназначение

Что такое сапун мотора? Перед ответом на этот вопрос принципиально осознать зачем он предназначается. Это впрямую связано с принципом его работы. Основной задачей этого приспособления является снижение давления в картере мотора. При работе агрегата в картере собираются разные газы. Равномерно они накапливаются и делают довольно огромное давление. Если не стравливать их, движок может тормознуть, давление будет подпирать поршни.

При всем этом газ будет находить выход через хоть какое доступное отверстие. Чтоб не вышло такового и устанавливается сапун. Также при помощи этого приспособления происходит вентиляция картера. Из него удаляются ненадобные газы. Таким макаром, несколько понижается температура снутри мотора. На сапуне мотора лежат 2 задачки: вентиляция и сброс лишнего давления. В неких случаях по работе сапуна можно судить о наличии заморочек в работе мотора. При залегших кольцах либо повреждениях поршня, из шланга будет вылетать сероватый дым соответствующий для выхлопа. Так можно диагностировать эти неисправности без разбора мотора. В обычном состоянии из сапуна идет чуток приметный прозрачный дымок.

Принцип работы сапуна

При активной езде главные конструкционные элементы автомобиля греются. Соответственно, вырастает давление нагревающегося масла. Цепочка приводит к росту давления воздуха снутри картера. Если его оперативно не скинуть, то жидкость вылетит наружу. При охлаждении же давление масла падает, что также усложняет нормальную работу принципиальных систем автомобиля при запуске и разгоне.

Сапун у КПП

Сберегать от загрязнения необходимо и все разновидности коробки. Загрязнённый механизм тормозит её работу и делает неосуществимыми плавность переключения определённых передач. Сапун устанавливают на крышку картера.

Неисправный сапун КПП не сумеет противостоять увеличению давления снутри корпуса. Это приведёт к разрушению подшипников. Во время каждого техосмотра очищайте сапуны и по мере надобности меняйте их.

Конструктивные особенности

Ранее сапун представлял собой обыденный штуцер с одетым на него шлангом, отведенным вниз. Такая конструкция обеспечивала отвод картерных газов в атмосферу. Чтоб исключить выброс масла, перед сапуном устанавливался маслоотделитель. Этот элемент изменял траектории перемещения газов, при всем этом масло благодаря инерции оседало на стенах маслоотделителя и стекало в поддон.

Система вентиляции картера ВАЗ 2111:1. Картер мотора.2. Сапун.3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки.4. Маслоотделитель под клапанной крышкой.5. Узкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки.6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе.

READ  Замена масла в двигателе мотоблока Салют

В современных авто, для увеличения экологичности, употребляется целая система отвода этих газов. Благодаря ей они выводятся не в атмосферу, а подаются в цилиндры, где и сгорают.

  • Сапун.
  • Маслоотделители.
  • Патрубки.

Броско, что в системе отвода картерных газов употребляется несколько маслоотделителей – лабиринтный, центробежный, сеточный.

Располагается сапун в самых различных местах нижней части блока мотора. Он может быть как отдельным элементом, так и выступать в качестве корпуса для щупа.

Сапун – элемент очень обычный по конструкции, но от него зависит работоспособность мотора. Если его заглушить, то уже через пару минут возросшее давление выжмет масло. Если масло выйдет через щуп, тогда довольно только вернуть уровень смазочного материала и вытереть подкапотное место. Но если масло продавливает сальники коленчатого вала, то без их замены не обойтись.

В сапуне нет никаких подвижных частей, потому ломаться в нем нечему. Но обслуживания он все таки просит. Маслоотделитель не способен поймать все масло и масляные частички в газах остаются. Часть их оседает на внутренних стенах сапуна вкупе с сажей и загрязняющими элементами. Равномерно поперечник трубок миниатюризируется, что усугубляет вентиляцию картера. В зимнее время к грязищи на стенах добавляется замерзшая вода.

На неких авто система вентиляции картера предугадывает подачу газа в крышку клапанов, где они дополнительно проходят через маслоуловительную сетку перед тем, как поступят в цилиндры. Соты этой сетки также закупориваются грязюкой, потому пропускная способность понижается. «Выливается» это в продавливание сальников распределительного вала.

Как устроен

Устройство очень обычный и состоит всего из 5 деталей.

  • Наружный корпус. Он сделан из металла, во время езды разрушить его фактически нереально.
  • Пружина для прижимания. Она подменяет электромеханический привод.
  • Прокладка из резины. Служит для обеспечения плотности в те моменты, когда нет необходимости сбрасывать избыточное давление.
  • Стопорная гайка. Простый метод фиксации устройства. Варианты производства зависят от модели.
  • Сам сапун. Имея снутри сквозное отверстие, даёт возможность выхода излишним газам.

Большинству автомобилей проведения профилактической чистки дважды в год хватает для идеальной работы на длительное время.

Назначение

Задачка сапуна в конструкции автомобиля – соединение подпоршневого места мотора с атмосферой. Дополнительно сапун установлен и в клапанной крышке головки блока.

В процессе работы силовой установки движение узлов, устройств, смазочного материала приводит к увеличению давления снутри картера и под крышкой. Кроме этого, в подпоршневом пространстве накапливаются картерные газы, которые тоже увеличивают давление.

Поршневые кольца не способны обеспечить полную плотность камеры сгорания, потому часть рабочих газов прорывается и попадает в подпоршневое место.

Работа мотора сопровождается перепадами температур, из-за чего снутри появляется конденсат. Скопление воды снутри мотора неприемлимо, так как она – основная причина образования коррозии.

Смесь из рабочих газов, прорвавшихся в картер, воды, частиц масла, которые примешиваются при контакте со смазкой, и именуются картерными газами. Возрастание давления снутри картера обычно сопровождается ухудшением работоспособности мотора, потому что газы делают дополнительное сопротивление узлам и механизмам.

Если же газы в подпоршневом пространстве скопляться в большенном количестве, то происходит их прорыв через неплотности и «слабые» составные элементы – сальники, щуп, уплотнители и т. д.

Потому принципиально сглаживать давления и отвод газов. И это делает сапун, на самом деле, являющийся воздушным клапаном. Отметим, что этот элемент употребляется не только лишь на движке, он употребляется и в КПП, задних мостах.

Кроме поддержания давления в блоке цилиндров, сапун многие автовладельцы употребляют для диагностики мотора. Он помогает найти степень износа цилиндропоршневой группы и залегание колец.

При износе составных частей мотора либо закоксовке поршневых колец в подпоршневое место попадает огромное количество газов. А благодаря сапуну это отлично приметно по дымности выходящих картерных газов. При неплохом состоянии ЦПГ дыма в картерных газах фактически нет.

Что это и какова его роль

Основная задачка этого сапуна − поддержка нужного давления в закрытой ёмкости. Во время работы мотора снутри скапливаются различные газы, и если их не выпускать, то мотор не сумеет нормально работать. Если гласить совершенно ординарными словами − это клапан, который при повышении давления стравливает избытки воздуха.

Ещё одна нужная функция этого устройства: снижение температуры и вентиляция мотора.

Принципиальный момент. Не считая собственных главных функций, сапун является собственного рода фильтром и не даёт пыли и грязищи попадать в движок.

Где находится

Почти всегда сапун размещен неподалеку от маслоналивной горловины, от него идёт шланг, подключённый к корпусу воздушного фильтра. Не считая установки конкретно в мотор, устройство можно найти и в таких местах, как:

  • Коробка − в КПП у сапуна такая же функция, что и в моторе − держать под контролем давление. При очень забитом клапане оно растет и через уплотнители может начать течь масло.
  • Задний и фронтальный мосты. В их тоже есть масло, и для поддержания обычного давления также имеется сапун. При сильном загрязнении клапана может возникнуть подтечка масла.

Обслуживание

Чтобы исключить вероятность продавливания сальников нужно периодически чистить систему вентиляции двигателя. Если удалять загрязнения 2 раза в год, то проблем с проведением работ не возникнет, поскольку грязь удаляется ветошью.

Начинать следует с самого сапуна. В одних двигателях он крепиться при помощи болтов, в других же сапун плотно посажен в посадочное место.

После извлечения стенки сапуна тщательно протираем ветошью. Если загрязнение сильное, то удаляются они проволокой или отверткой. Перед установкой сапуна посадочное место протираем.

Патрубки системы вентиляции промываем и прочищаем шомполом, сделанным из ветоши и проволоки.

Очищать нужно и маслоуловительную сетку, установленную в клапанной крышке. При незначительном ее загрязнении, достаточно лишь протирки.

Переделка сапуна дизельного двигателя мотоблока

Если сетка загрязнена отложениями сильно, то удалять все придется при помощи ножа, отвертки, проволоки. Можно также отложения просто выпалить. Для этого на сетку льем немного бензина и поджигаем.

Такие нехитрые действия позволяют содержать систему вентиляции картера, в которую входит сапун, в рабочем состоянии и не допустить продавливание сальников или выдавливания масла через щуп.

Не откладывайте в долгий ящик ремонт или очистку керосином загрязнённого сапуна. Игнорирование проблемы скажется на эффективности работы узлов транспортного средства и приведёт к повышенному расходу топлива. А в условиях постоянного скачка цен на бензин и дизель в известную сторону — это верный путь экономии семейного бюджета.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6.5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторс

Сапун – слово, которое редко упоминается в разговорах про автомобили. А между тем, устройство с таким названием выполняет очень важную, хотя и незаметную, функцию.

Сапун – это клапан, использующийся для выравнивания давления внутри корпуса какого-либо агрегата. При работе многих устройств, например, коробки передач, внутри образуется избыточное давление воздуха. Происходит это из-за теплового расширения как самой атмосферы в агрегате, так и эксплуатационной жидкости (чаще масла), наполняющей его. Если дополнительному объему будет некуда выходить «официально», он начнет выдавливать сальники или попросту разорвет корпус. Чтобы этого не произошло, применяется сапун.

В простейшем случае, он представляет собой короткую металлическую трубку, на конце которой одет подвижной колпачок. Когда объем воздуха внутри агрегата повышается, он стравливается через зазоры между колпачком и трубкой. За счет этого, давление в корпусе всегда равно атмосферному, что исключает выход масла через сальники и прочие неприятные ситуации.

Описанную выше конструкцию сапуна могут с легкостью увидеть владельцы ВАЗовской «классики». На любых «ВАЗ» таким сапуном оборудован задний мост. Трубка с колпачком находится в верхней части прилива под редуктор. Причем периодически неплохо вручную проворачивать колпачок, чтобы исключить его блокировку забивающейся грязью.

Слово сапун, хоть и не часто звучит в разговорах про автомобили, но упоминается в основном в связи с двигателем. В этом контексте оно означает систему вентиляции картера, в которую входят шланг из картера двигателя, пламегаситель, маслоотделитель и крепежные хомуты. Эта конструкция значительно сложнее трубочки с колпачком, но фактически выполняет ту же самую функцию – выравнивает давление внутри масляного поддона с атмосферным.

Как обнаружить протекание масла сквозь дизельный сапун

Работоспособность данной системы очень важна для стабильной работы двигателя. Выход масла через сапун дизеля является наиболее часто встречающейся проблемой в вентиляции.

При несвоевременном выявлении и устранении данного дефекта могут возникнуть серьезные поломки в двигателе внутреннего сгорания:

  • попадание масляных частиц в цилиндры и коллектор;
  • засорение и забивание каналов;
  • увеличение количества сажи при сгорании;
  • попадание сажи в масляный картер;
  • закоксовка масляных каналов;
  • ухудшение работы системы смазки.

К признакам гона масла через дизельный сапун относятся такие эффекты:

  • Подтекание смазки внутри фильтра воздушного.
  • Наличие обильных масляных следов на наружной поверхности фильтрующего устройства карбюраторного мотора.
  • Масляные отложения на дроссельном механизме и внутренней поверхности коллектора впускного.
  • Снижение показателей мощности движка.
  • Рост потребления горючего.

Причины неисправности

Причин может быть несколько, основные из них:

  • Загрязнение и выход из строя системы вентиляции картера;
  • Неисправности цилиндропоршневой группы;
  • Поломки в головке блока цилиндров.

Для точного определения, что конкретно привело к нехарактерному поведению, необходимо выполнить диагностику состояния силовой установки с привлечением специалистов.

Почему гонит масло через сапун дизель и что делать

Автомобильный двигатель любого вида имеет сложную конструкцию. В него входят различные системы и механизмы, взаимодействующие друг с другом. Для обеспечения отвода газов, образующихся во внутренних полостях силового агрегата, дизельный мотор оборудован эффективной системой вентиляции.

READ  Грунтозацепы для мотоблока своими руками

Поршневые кольца

Одной из причин того, что силовая установка сапунит может быть неполадки с поршневыми кольцами. В процессе работы мотора, часть отработанных газов просачивается в картер мотора. С течением времени давление повышается, и они начинают искать выход из замкнутого пространства. Вследствие того, что система вентиляции забита, газы начинают выходить из всех возможных щелей в уплотнениях и сальниках.

Неисправность колец ведет к росту давления в картере, а это в свою очередь приводит к переизбытку расхода масла. Какая-то часть его выдавливается через щуп, какая-то через уплотнения, образую течь. Некоторое масло, через не плотно прилегающие кольца, попадает в рабочую камеру и выгорает там вместе с топливом.

Иногда все эти симптомы сопровождаются миганием лампочки на приборной панели автомобиля, сигнализирующей о поломке в моторе. Для подтверждения диагноза необходимо произвести замер компрессии силового агрегата. Компрессия меньше 11 единиц, в каком либо цилиндре в совокупности с остальными явлениями говорит о залегании колец. Что бы устранить неисправность необходимо разобрать установку и произвести ремонт.

Проводя ремонт, разберите поршни и проведите полную диагностику колец. При их залегании необходимо снять кольца, выполнять процедуру надо с особой аккуратностью, что бы ни сломать детали. После снятия, требуется полная очистка колец и поршней от нагара и отложений, особое внимание необходимо уделить канавкам, коррозия, образовавшаяся в них, должна быть полностью устранена.

Установив поршни и кольца после очистки на место, необходимо убедиться, что отсутствует люфт между поверхностью цилиндра и колец. В противном случае, кольца надо будет заменить новыми.

Обратите внимание! Чистка сапуна, дрожь двигателя и т.п.

  • Все доброго времени суток! Недавно столкнулся с проблемой-начало выбивать масло из под крыши двигателя и прокладки.Ездила сестра- два года поэтому я не был в курсе,щас езжу сам решил исправить. Для начала заменил шланги вывода картерных газов-одн которы правее за коробкой распредвала, один который слева идет в воздухоотводную систему(так как они были забиты почти НАГЛУХО! гарью!). Поменял прокладку на клапанной крышке,и крышку куда масло лить тож махнул.Течь перестало-машина задышала свободней-НО(!) На холостых двигатель дрожать стал сильнее. я сообразил так-значит забит сапун или как его наз-ют по науке.Трубка вентиляции двигателя. Так вот вопрос. КАК ПРОЧИСТИТЬ ЕНТУ ТРУБКУ! или сапун или где еще могло забить-чтобы не снимать движок?? может как водопроводную-толстой проволкой? вот ссылка на рисунок самой системы-да простит меня модератор-это не реклама. http://www.elcats.ru/DAEWOO/section.asp?uz=1par=D0800022model=Nexia Заранее благодарю за ваши ответы и помощь!

Если есть клапан рециркуляции картерных газов, то посмотри его. Уж очень здорово он забивается всякой дрянью и перестает перекрывать на ХХ. Картерные газы на ХХ попадают в впускной коллектор, чего быть не должно и обедняют смесь, поэтому троит. Называется клапан рециркуляции отработанных газов.Это другая совсем система,с маслом никак не связана.Хотя на работу движка может влияет.

Мотоблок. Разбираем сапун.

Прежде чем отвечать на вопрос: «Почему сапунит двигатель?», необходимо разобраться, что конкретно подразумевается под этой формулировкой. Как правило, такая фраза характеризует проявление избыточных газов в силовой установке. Характерными признаками этого явления можно считать дым из горловины, куда заливают масло, утечка рабочей смазки в различных частях мотора (сапун, сальники и т.д.).

Как ни странно, но если двигатель засапунил, о какой-либо поломке говорить рано, надо разбираться, в чем причина, так как это явление может проявляться не только в агрегатах с большим пробегом, но и в совершенно новых установках, как бензиновых, так и дизельных.

Сапун, это специальное устройство клапанного типа, предназначенное для выравнивания давления внутри картера силовой установки с давлением окружающей среды. Процесс довольно прост, при нарастании давления выше атмосферного, открывается клапан и выпускает излишки паров наружу, тем самым проветривая картер и выводя газы.

Симптомы

Первыми, основными симптомами того, что дизельный мотор начал сапунить, это утечки смазки, снижение уровня масла в картере. Заметив такие характерные явления, необходимо точно удостовериться, что подозрения верны. Для этого надо прогреть мотор до рабочей температуры, открутить крышку маслоналивной горловины и проследить, нет ли сизого дыма.

Если подозрения подтвердились и дым присутствует, диагноз очевиден. Сапунит дизельный двигатель причины и как устранить попытаемся разобраться.

Где находится сапун двигателя

От двигателя к двигателю у разных автопроизводителей сапун может размещаться в разных местах. Но в большинстве случаев он располагается на клапанной крышке, рядом с заливной горловиной. Хотя могут быть варианты: лучше уточнить в инструкции-описании к автомобилю или выяснить на тематических форумах.

На картинке справа система вентиляции картера двигателя ВАЗ 2111, которая включает и сапун:

  • Картер двигателя.
  • Сапун.
  • Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки.
  • Маслоотделитель под клапанной крышкой.
  • Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки.
  • Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.
  • Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе.

Но сапун устанавливается не только в ДВС. Он есть в:

  • Коробке передач. В противном случае КПП стала бы работать рывками, а износ шестерёнок на вторичном валу возрос многократно. Нечто похожее наблюдается, когда сапун забивается, переставая выполнять свою функцию.
  • Если конструкцией автомобиля предусмотрена отдельная раздаточная коробка, то аналогичный механизм может быть в ней.
  • Переднем, а в задне-/полноприводных машинах – в заднем мосту. Причём эта неприметная деталь не только выравнивает давление, она уберегает механизмы от попадания грязи и влаги при преодолении водных преград.

Однако даже внешний вид у них зачастую схожий, а нередко идентичный: функцию он выполняют одну и ту же.

Почему идет дым из сапуна

Неисправность у сапуна может быть только одна: он стал плохо пропускать скопившиеся газы, сравнивая давление внутри двигателя с атмосферным. Но дым, идущий из него, может сказать о многом:

  • Маслосъёмные кольца цилиндров залегли либо сносились. Простая раскоксовка народными методами или специальной химией здесь уже не поможет, поэтому придётся разбирать мотор.
  • Аналогично, если прогорел один/несколько выпускных клапанов. Определить это поможет простой замер компрессии.
  • Маслоотражательные колпачки. Просто поменяйте их, если пришло время, или на них видны следы повышенного износа.
  • Сносились сальники вала, пропускающие масляные пары. Менять их не задумываясь, желательно, не откладывая в долгий ящик.
  • Масло в моторе старое, давно требующее замены. Без комментариев: как показывает практика, чинить «сердце» авто в десятки раз дороже, чем его менять.
  • Белый дым на горячем моторе – охлаждающая жидкость попадает в систему смазки. Где именно течь – придётся искать.
  • Перелив масла. В ДВС он также опасен, как и недолив: износ мотора/расход топлива значительно увеличивается, поэтому проверьте его уровень щупом на ровной площадке, когда двигатель хорошо прогрет. Вот тогда увидите, насколько качественно мастера на СТО (или вы сами) выполнили его замену/долив.
  • Масло некачественное/не подходит авто/контрафакт. Выход один – заменить его. Аналогично, если залили топливо на неизвестной АЗС: просто больше так не делайте.
  • Наконец, сам сапун от времени забился, не работая на все 100%. Простая чистка, профилактика позволит это устранить.

Внушительный список самых разных ситуаций. И можно не сомневаться, что если у вашего авто сапун дымит, вы среди них точно нашли свой случай.

Сапун двигателя: что это такое

Абсолютное большинство автомобилистов, даже тех, кто за рулём не один десяток лет, затруднятся и не смогут ответить если их спросить о том, что такое сапун двигателя, где он находится и для чего нужен. Это не удивительно, ведь эта небольшая деталь не так часто выходит из строя и многие о ней даже не знают.

Что такое сапун двигателя и зачем он нужен?

Все знают, что двигатель внутреннего сгорания, тот самый, что установлен под капотом вашего автомобиля, работает не на бензине, дизеле или газе, а на их смеси с воздухом. Причём именно воздуха, который ничего не стоит (в отличие от топлива, за которое регулярно оставляем кругленькую сумму на АЗС), требуется во много раз больше. Вот только помимо притока чистого воздуха и вывода отработанных газов через выхлопную трубу при работе ДВС образуются паразитные газы.

Сапун – это ни что иное как дыхательный клапан, постоянно сбрасывающий избыточное давление, образующееся внутри двигателя при работе. Необходимость, нужность этой простой, сравнительно недорогой детали, сложно переоценить.

Устройство сапуна

Обычно, внутренне устройство сапуна очень простое. Разберем его на примере сапуна для КПП/моста.

  • Внешний корпус сапуна. Выполняется из металла, поэтому повредить его при езде не получится.
  • Прижимная пружина. Благодаря ей механизму не нужен электро-/механический привод, всё автономно.
  • Резиновая прокладка. Именно она обеспечивает герметичность, когда не сбрасывается избыточное давление.
  • Стопорная гайка. Простейший способ фиксации: хотя в других моделях встречаются самые разные варианты.
  • Непосредственно тело сапуна. Сквозное отверстие позволяет агрегату «дышать», сбрасывая избыточное давление.

Хотя этот сапун используется не для моторов, но принцип один и тот же. Элементарный модуль, обойтись без которого просто не получится.

Ремонт и обслуживание сапуна

Из-за незначительной стоимости, а также простоты снятия/установки, почти всегда ремонт сапуна сводится к его замене. Но это даже забывчивым автовладельцам, проводящим его обслуживание от раза к разу, не понадобится, так как там просто нечему ломаться.

Всё его обслуживание сводится к своевременной чистке. Снаружи достаточно протереть ветошью, а если загрязнения давние, то придётся воспользоваться ножом, отвёрткой или скребком.

Чистка изнутри несколько сложнее, но всё равно очень простая. Сапун необходимо снять (он может быть на болтах или жёстко посажен «в натяг») и примитивным шомполом, сделать который можно из куска проволоки, прочистить. Аналогично поступаем с маслоуловительной сеткой: в редких случаях, когда она сильно забита, механической чистки будет недостаточно. И тогда её нужно прожечь, налив совсем немного бензина, или замочить в агрессивной химии на несколько часов.

READ  Мотоблок Нева какое масло заливать

Сборка, как это вполне предсказуемо, в обратном порядке. Поэтому весь процесс не займёт много времени и не потребует наличия специальных инструментов или навыков.

При этом делать это лучше всего при сезонной замене масла или прохождении очередного ТО. На большинстве автомобилей со средним пробегом проводить эту нехитрую операцию достаточно два раза в год. Но именно сапун мотора подтверждает непреложную истину: в автомобиле, особенно современном, нет мелочей.

Сапун двигателя

Некоторых начинающих водителей вгоняет в ступор вопрос «сапун двигателя и что это такое», ведь в рекомендациях по эксплуатации и уходу за автосредством часто упоминается этот важный элемент мотора.

Помимо этого, сапун нередко помогает диагностировать важные проблемы, связанные с силовым агрегатом: дело в том, что проблемы с данным элементом могут впоследствии вызвать неполадки двигателя, что затем может привести к дорогостоящему ремонту.

Именно поэтому владельцу авто просто необходимо знать все аспекты и характеристики прибора, а также иметь представление о том, как правильно предотвращать нарушения в его работе, ведь клапан-сапун, не кажущийся на первый взгляд значительной деталью, имеет большое значение для правильной работы силового агрегата.

В чём его предназначение?

Чтобы понять, что такое сапун, рекомендуется узнать, для чего он нужен, поскольку это находится в прямой связи с его принципом функционирования.

  • Основная задача данного приспособления – снижение давления в двигательном картере.

Во время работы автомобиля в картере собирается множество газов, которые со временем создают высокое давление. Если их вовремя не стравливать, мотор может прекратить работу, поскольку большое давление будет способствовать подпиранию поршней, а газ при этом начнёт выходить через любое другое отверстие. Чтобы такого не случилось, устанавливается этот клапан.

  • Ещё одна значительная функция прибора – снижение температуры внутри двигателя и его вентиляция.

По работе этого агрегата можно делать выводы о проблемах в работе мотора.

Например, при залегших кольцах или поршневых повреждениях, из шланга будет виден характерный серый дым, который можно сравнить с выхлопом.

В нормальном же рабочем состоянии из агрегата виднеется слегка прозрачный, едва заметный дымок. Существуют ситуации, когда двигатель постоянно выбрасывает масло через сапун. Это частая причина не только засорения клапана, но и других технических неполадок.

Клапан-сапун – важный элемент, позволяющий сообщаться со внешней средой закрытой ёмкости. Он позволяет уравнивать давление внутри ДВС: если оно резко понизится, то через клапан внутрь попадёт свежий воздух, который и устранит разницу между внешним, атмосферным, и внутренним давлением, создаваемым в полости картера.

Принцип работы

Вне зависимости от места установки функции сапуна остаются прежними.

Важное дополнение – устройство обычно снабжено специальным фильтром, который не пропускает внутрь мотора грязь, пыль и частички влаги.

Иными словами, клапан даёт возможность «дышать» конструктивным узлам авто, из которых не допускается вытекание рабочих жидкостей и в которые не должны попадать мелкие частицы извне.

Во время работы двигателя масло внутри картера имеет свойство нагреваться, что приводит к повышению температуры двигателя. Во время этого воздух в картере начинает расширяться и создаёт давление, которое необходимо сбрасывать. В противном случае масляная жидкость, находящаяся внутри, вылетает сквозь уплотнители, а также сальники и прокладки. Такой принцип характерен и для любых других узлов – мостов, коробки передач и раздатки.

При охлаждении, наоборот, давление в картере быстро падает, из-за чего воздух снаружи пытается прорваться внутрь сквозь любые доступные отверстия. Для того чтобы противодействовать таким явлениям и полностью безопасно выровнять давление на двигатель, устанавливается это приспособление.

Место установки

Клапан-сапун в автомобиле обычно находится:

  • непосредственно в двигателе;
  • внутри конструкции заднего и переднего моста;
  • в КПП.

Для чего нужна чистка клапана?

Внешние условия, создаваемые при работе клапана-сапуна, часто приводят к тому, что в нём накапливаются пыль и грязь, которые препятствуют его нормальному функционированию. Из-за этого возникает избыточное или, наоборот, недостаточное давление, приводящее к течи масла.

Если возникают ситуации, когда через агрегат кидает масло, в первую очередь следует проверить, не забился ли он. Чтобы масло не выкидывало, нужно снять клапан для чистки или замены.

Менять сапун на новый следует в тех случаях, когда он чересчур загрязнён, а перед установкой нового агрегата рекомендуется тщательно очистить и место его установки, что позволит избежать скорого загрязнения вновь. Сапуны других важных узлов автомобиля тоже подлежат своевременной чистке для профилактики неисправностей авто.

Важно

Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять.

Неисправный клапан может привести к различным нарушениям:

  • риск течи КПП;
  • быстрый износ синхронизаторов и многое другое.

Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.

Что такое сапун?

Сапун на двигателе (дыхательный клапан) — устройство для уравнивания давления в закрытой емкости относительно атмосферного давления. Другими словами, клапан-сапун позволяет закрытой емкости сообщаться с атмосферой. В двигателях внутреннего сгорания сапун уравнивает давление внутри картера ДВС.

В процессе эксплуатации ТС и работы силового агрегата давление в картере может расти, в результате чего через сапун выходят картерные газы, выдавливается лишнее моторное масло и т.п. Если же давление в картере двигателя оказывается ниже атмосферного, тогда через сапун в картер попадает наружный воздух, посредством чего устраняется разница между внешним атмосферным и внутренним давлением в полости картера.

Где устанавливается сапун

  • в самом двигателе;
  • в устройстве КПП;
  • в конструкции переднего и заднего моста;

Отметим, что функции данных устройств практически одинаковые независимо от места установки. Следует добавить, что клапан также имеет дополнительный фильтр, который не позволяет механическим частицам, грязи и влаге проникать в двигатель вместе с наружным воздухом.

После остановки двигателя и прекращения работы других узлов, а также при попадании в воду (актуально для внедорожников) происходит охлаждение. При охлаждении давление в емкости падает, снова возникает разница давлений и наружный воздух пытается прорваться внутрь через прокладки и т.д. Для противодействия указанным явлениям и безопасному выравниванию давления на двигатель, КПП и т.п. устанавливаются сапуны. Получается, клапан предотвращает попадание воды и грязи внутрь силовых узлов при падении давления, а также не позволяет выдавить прокладки и вытечь рабочей жидкости (смазочному материалу) при возникновении избытков давления.

Почему нужно чистить сапун

Работа в описанных выше условиях предполагает то, что сапун может забиваться. Выход масла через клапан сопровождается последующим накапливанием пыли, которая закупоривает проходное отверстие клапана. В результате при нагреве создается избыточное давление или недостаточное давление при остывании, что приводит к течи масла через сальники и прокладки двигателя и других агрегатов.

Для устранения неисправности сапун нужно снять для очистки или замены. Поменять сапун двигателя или коробки на новый рекомендуется в том случае, если он сильно загрязнен. Перед установкой нового сапуна необходимо качественно очистить место его установки. Это позволит избежать его быстрого повторного загрязнения.

Следует учитывать, что сапуны на мостах (раздатках) работают в условиях постоянного контакта с водой, пылью и грязью. В этом случае проверять их следует намного чаще. Не стоит исключать риск попадания влаги в смазочный материал через сапун, особенно если машина часто эксплуатируется в условиях серьезного бездорожья, часто пересекает водные преграды и т.д. Результатом становится значительное ухудшение смазывающих, защитных и охлаждающих свойств масла в мостах, что означает быстрый выход из строя узлов данного типа.

Вполне очевидно, что сапуны желательно проверять на каждом ТО (10-15 тыс. км. пробега), особенно если автомобиль часто эксплуатируется на бездорожье с проездом водных преград. В отдельных случаях чистить сапун следует после 2-3 таких поездок. Это поможет избежать течей масла через различные уплотнители. Также можно сделать вывод, что в случае обнаружения подтекания масла на двигателе и других агрегатах следует первым делом обратить внимание на сапун. Устройство необходимо снять, после чего проверяется ход его крышки. Крышка сапуна должна свободно перемещаться, не допускается залипание детали.

Напоследок добавим, что постоянный контроль работоспособности сапунов позволяет продлить ресурс двигателя и других агрегатов, в конструкции которых используется клапан. Сильно загрязненные сапуны лучше сразу менять на новые, так как стоимость указанной детали является вполне доступной для подавляющего большинства автолюбителей.

Почему масло течет из сапуна двигателя: признаки и основные причины такой неисправности. Как понять, почему через сапун гонит масло, диагностика неполадок.

На какие неисправности указывает эмульсия на масляном щупе и крышке маслозаливной горловины. Способы самостоятельного определения причин данной проблемы.

Почему течет масло из-под прокладки или корпуса крышки клапанов: причины утечек смазочного материала. Как самому убрать течь масла из-под клапанной крышки.

Как самому определить прогар клапана двигателя. Основные симптомы погоревшего клапана, точное выяснение причин троения мотора. Диагностика, полезные советы.

Основные причины попадания моторного масла в свеченые колодцы. Что делать водителю, если масло течет в свечной колодец, как провести ремонт своими руками.

Почему начинает капать или течет моторное масло на стыке двигателя и КПП. Как точно определить причину утечки смазки, способы диагностики и ремонта.